НовостиСила «железных сердец»: чем уникальны челябинские двигатели для российской...

Сила «железных сердец»: чем уникальны челябинские двигатели для российской бронетехники

12 декабря 1941 года в Челябинске на мощностях эвакуированного из Харькова моторного предприятия был изготовлен первый дизельный двигатель для советских танков. В общей сложности за годы Великой Отечественной войны на Южном Урале было выпущено 48,5 тыс. «железных сердец», которыми оснащались Т-34, КВ, ИС и артиллерийские установки Красной армии. После войны на Челябинском тракторном заводе оформилась собственная конструкторская школа. Она создала новые силовые агрегаты для отечественных самоходок, гусеничных машин семейства Т-72 и Т-90. Новейшей масштабной разработкой челябинцев стал дизель для Т-14 «Армата» мощностью 1500 л. с. Эксперты считают, что по ряду характеристик танковые двигатели с Южного Урала можно назвать лучшими в мире.

80 лет назад на Челябинском Кировском заводе (сейчас — Челябинский тракторный завод, «ЧТЗ-Уралтрак». — RT) был собран первый танковый дизельный двигатель. Так началась история производства на Южном Урале «железных сердец» для нужд отечественной бронетехники.

Решение о развёртывании в Челябинске комбината по выпуску танковых моторов власти СССР приняли в связи с необходимостью эвакуировать на восток производственные мощности и специалистов Харьковского дизель-моторного завода №75.

18 сентября 1941 года на Южный Урал отправился первый из 26 эшелонов с оборудованием и инженерами. Спустя два месяца после завершения эвакуации на ЧТЗ было собрано 18 двигателей из харьковских комплектующих. К концу 1942 года челябинцы дали фронту более 9 тыс. дизелей, а в 1944 году — уже свыше 15 тыс. «железных сердец».

В общей сложности на ЧТЗ в период Великой Отечественной войны было выпущено 48,5 тыс. силовых агрегатов. Они устанавливались на танки КВ («Клим Ворошилов»), ИС («Иосиф Сталин»), легендарные Т-34, самоходные установки и другие типы военной техники Красной армии.

Столь массово на Южном Урале изготавливался дизель В-2, государственные испытания которого завершились в 1939 году. Создание этого двигателя отняло у советской промышленности много времени, но результат оказался поистине впечатляющим.

Считается, что по качеству инженерных решений В-2 опередил своё время. В частности, по ряду характеристик он на протяжении следующих 30 лет превосходил зарубежные аналоги. Мотор был нетребовательным к топливу, надёжным, достаточно лёгким, экономичным, мощным, удобным в обслуживании и ремонтопригодным. Уникальный отечественный дизель имел модификации на 375, 500 и 600 л. с.

«Без надёжного двигателя любая техника превращается в груду металла. Значение В-2, который выпускали челябинцы, для армии нашей страны сложно переоценить. Именно этот силовой агрегат обеспечил Т-34, другие наши танки и самоходки выдающимися ходовыми качествами. Также В-2 стал прародителем других отечественных дизелей, в том числе современных», — отметил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

Эту точку зрения разделяет и военный эксперт Алексей Хлопотов. В комментарии RT он напомнил, что в СССР прекрасно понимали значение двигателестроительных технологий и многое делали для их развития.

«У нас нет конкурентов»

Массовое производство «железных сердец» заложило фундамент для появления южноуральской конструкторской школы. После войны инженеры ЧТЗ несколько раз модернизировали В-2, а середине 1970-х годов разработали на его основе многотопливный дизельный двигатель В-46 для основного боевого танка (ОБТ) Т-72. Было создано семь модификаций этого дизеля мощностью от 650 до 780 л. с.

В-46 представлял собой V-образный 12-цилиндровый двигатель. Он позволял носителю разгоняться по шоссе до 60 км/ч и давал запас хода в 500 км. Как считают эксперты, в немалой степени благодаря челябинскому «железному сердцу» Т-72 превратился в наиболее массовый отечественный танк последней четверти XX века.

201-я российская военная база в Таджикистане получила на вооружение партию из 30 модернизированных танков Т-72Б3М с улучшенными…

Впоследствии усовершенствованные модификации этого ОБТ получили агрегаты типа В-84М мощностью 840 и 880 л. с. В настоящее время в строю российской армии находятся глубоко модернизированные версии Т-72, которые оснащаются более совершенными дизелями В-92С2Ф мощностью 1130 л. с.

Как заявил в феврале 2021 года в интервью изданию «Независимое военное обозрение» (НВО) и. о. гендиректора «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Лебедев, в В-92С2Ф применяется ряд новых конструктивных решений и материалов.

По словам руководителя предприятия, челябинские специалисты изготовили керамическое термобарьерное покрытие элементов камеры сгорания и выпускной трассы двигателя, интегрировали в дизель многослойные подшипники скольжения, упрочнённые алюминиевые сплавы и высоколегированные стали.

«Кроме того, используем перспективные ГСМ (горюче-смазочные материалы. — RT), работаем с новыми видами масел, предназначенных для районов Крайнего Севера и Арктики», — рассказал Лебедев.

Как сообщается в материалах «Ростеха», в который сейчас входит ЧТЗ, с установкой В-92С2Ф существенно повысилась подвижность и эксплуатационные характеристики Т-72Б3/Т-72Б3М, а по удельной мощности российский танк превзошёл лучшие западные образцы.

В-92С2Ф максимально унифицирован с предшественником — дизелем В-92С2. Новое «железное сердце» выполнено в тех же габаритах и устанавливается в моторный отсек без каких-либо доработок носителя. Он производится на штатном оборудовании «ЧТЗ-Уралтрак».

Этим дизелем оснастили и усовершенствованный ОБТ Т-90М «Прорыв», обеспечив ему высокую манёвренность и высокие скоростные качества. При этом, как отмечают в «Ростехе», двигатель оказался достаточно экономичным и способным обеспечить боевой машине хороший запас хода. 

«Челябинский двигатель — один из лучших: среди отечественных производителей у нас нет конкурентов, более того, мы опережаем многие аналоги зарубежных производителей. И нам важно сохранить лидирующие позиции и, естественно, не останавливаться на достигнутом», — цитирует пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак» начальника производства дизельных двигателей предприятия Олега Терентьева.

В планы предприятия входят увеличение объёма выпуска «железных сердец», разработка новых, более эффективных дизелей, развитие военно-технического сотрудничества, наращивание экспортных поставок силовых агрегатов и запчастей к ним.

Новейший российский боевой танк Т-90МС представят на Международной выставке оборонной промышленности EDEX-2021. Об этом сообщили в…

Как отмечают эксперты, по ряду показателей челябинские танковые двигатели действительно можно назвать лучшими в мире — они отличаются высокой удельной мощностью и хорошо адаптированы под эксплуатацию в самых экстремальных природно-климатических условиях. Правда, в российских реалиях условным недостатком дизелей является необходимость длительного прогрева в морозную погоду.

По этой причине воинские части в Арктике и ряде других регионов РФ вооружены «реактивными» усовершенствованными танками семейства Т-80 с единым газотурбинным двигателем (ГТД). Такой агрегат позволяет начать движение примерно через минуту после запуска силовой установки. В то же время ГТД менее экономичен и хуже переносит воздействие пыли, чем дизельные «собратья», пояснил Сергей Суворов. 

«Особенность челябинской конструкторской школы и в целом отечественной инженерной мысли заключается в том, что наши двигатели неприхотливы, в том числе ГТД для Т-80, если мы сравним его, например, с американским аналогом на «Абрамсе». В этом наше безусловное преимущество. Военная техника в принципе должна быть на ходу в самых разных условиях», — подчеркнул Суворов.

«Жёсткие стандарты надёжности»

Помимо двигателей для семейства Т-72 и Т-90, челябинское предприятие выпускает «железные сердца» для боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор», САУ «Акация», «Мста-С», «Малка» и новейшей самоходки «Коалиция-СВ».

Также, как сообщает пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак», предприятие освоило выпуск широкого спектра дизелей мощностью до 1500 л. с. для российской бронетанковой техники. Один из таких агрегатов получил единственный в мире танк третьего поколения Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата».

«Железным сердцем» для этой уникальной машины является 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель 2В-12–3А. Как признался в интервью «Независимому военному обозрению» Владимир Лебедев, создание этого агрегата стало сложной задачей для предприятия.

Руководитель ЧТЗ пояснил, что в процессе разработки были выявлены проблемы, «в первую очередь в области расхода топлива и масла, удельной теплоотдачи и некоторых других». Однако инженеры устранили все дефекты, которые препятствовали нормальной эксплуатации Т-14.

Весной следующего года в России стартует государственный этап испытаний новейших боевых машин на базе платформы «Бумеранг», сообщил…

«Уже в начале августа 2020 года Министерство обороны РФ выдало разрешение на серийное производство двигателя 2В-12–3А… По мнению иностранных экспертов, «Армата» способна заводиться даже на Марсе, где экстремально низкие температуры», — сказал Лебедев.

Как считает Сергей Суворов, основные усилия ЧТЗ и других российских предприятий направлены на повышение мощности двигателей и одновременное уменьшение их «прожорливости». 

«От двигателя всегда зависело очень многое. К тому же современная бронетанковая техника значительно прибавила в броне, получила значительное количество электронного оборудования, которое тоже её утяжеляет. В связи с этим нынешние двигатели должны давать большую мощь при умеренных аппетитах. Только так можно обеспечить машины необходимой подвижностью и манёвренностью», — рассуждает Суворов. 

По мнению Алексея Хлопотова, фундаментом технологического лидерства России в сфере двигателей для бронетехники являются жёсткие требования к надёжности в силу экстремальных условий эксплуатации. 

«У РФ традиционно очень жёсткие стандарты надёжности с учётом резких температурных колебаний и самых разных погодных условий. Есть понимание, что качество двигателя играет ключевую роль, без этого нет смысла создавать новую технику. Поэтому работы по совершенствованию силовых установок в нашей стране, по сути, никогда не прекращались и продолжаются сегодня», — подытожил Хлопотов.

Источник: russian.rt.com

Новое на сайте

25 громких автоновинок на российском рынке в 2022 году

Портал АвтоВзгляд 25 громких автоновинок на российском рынке в...

Российским дилерам начали отгружать китайскую копию Nissan Navara

Портал АвтоВзгляд Российским дилерам начали отгружать китайскую копию Nissan...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас