ЭкономикаКогда Газпром сможет нарастить поставки газа в Европу через...

Когда Газпром сможет нарастить поставки газа в Европу через Турцию, Европе наш газ будет уже не нужен

Идея создания газового хаба в Турции для замены «Северного потока» не имеет под собой экономических оснований и несет огромные финансовые риски

Россия и Турция начали активную работу по созданию международного газового хаба для поставок, в том числе, российского газа в Европу, которые могли бы заменить выпавшие из-за подрыва «Северных потоков» объемы. Впервые идею высказал Владимир Путин, выступая на форуме «Российская энергетическая неделя» 12 октября. Правда, президент уточнил, что реализация такого проекта возможна, только если в нем «заинтересованы наши партнеры», то есть европейцы.

«Утраченный объем транзита по „Северным потокам“, по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу маршруты через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы», — сказал Путин.

Для турецкого министра энергетики и природных ресурсов Фатиха Донмеза, который также присутствовал на форуме, это предложение стало неожиданностью. Он признал, что услышал об идее впервые и еще нужно обсудить юридические, торгово-экономические и технические вопросы, но целом назвал инициативу «вполне реализуемой».

13 октября на встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом Путин снова озвучил идею — назвал Турцию «самым надежным маршрутом для поставок газа в Европу» и предложил создать международный хаб, который мог бы стать и площадкой для образования цены на газ без «политического окраса».

14 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил, что стороны действительно начали работу над созданием нового газового хаба в республике, и она будет завершена в кротчайшие сроки. Наиболее подходящее для него место находится в европейской части страны.

«Для такого распределительного центра, конечно же, Фракия рассматривается как наиболее подходящее место. Вместе с господином Путиным мы поручили нашему министерству энергетики и природных ресурсов и соответствующему ведомству с российской стороны провести совместную работу. У нас есть национальный распределительный центр, но, конечно, теперь это будет международный распределительный центр», — заявил Эрдоган журналистам по возвращению с саммита СНГ в Астане.

Точные параметры нового хаба пока неизвестны. Как рассказал 13 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер, пока рано говорить о том, сколько будет новых ниток газопровода, идущих в Турцию по дну Черного моря, сначала нужно определиться с объемом. Что касается сроков, по его словам, Газпром «достаточно быстро» строит газопроводы. Он напомнил, что «Северный поток-2» на завершающей стадии достраивался без технологического и технического участия зарубежных партнеров. Турбины нового газопровода будут российского производства.

Несмотря на то, что построить дополнительные нитки «Турецкого потока» вполне можно, возникает закономерный вопрос, а нужно ли? И дело даже не в том, что надежность Турции, о которой говорил президент, вызывает некоторые сомнения (достаточно вспомнить историю с нашим сбитым Су-24 в 2015-м). Как пояснил «СП» заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев, сейчас проблема вовсе не в том, что у России не осталось маршрутов для поставок газа в Европу, а в том, что та в принципе намерена отказаться от этих энергоресурсов в ближайшем будущем.

Поэтому если не произойдет каких-то радикальных изменений в международном положении, проект газового хаба в Турции, в лучшем случае ждет судьба «Северного потока-2», на строительство которого были потрачены десятки миллиардов долларов, но который так и не был введен в эксплуатацию.

— Все зависит от того, что понимать под хабом, — говорит Белогорьев. — Турция в виду своего географического расположения и многочисленных потоков газа, которые проходят через территорию страны, безусловно, является благоприятным местом для формирования газового хаба для юго-восточной Европы. Этот вопрос на экспертном уровне обсуждается уже много лет, и с российском газом он связан опосредованно.

Но хабы бывают разные. Это может быть просто инфраструктурный хаб, который обеспечит техническое перераспределение потоков газа, а может быть хаб, который отвечает за ценообразование, как, например, хаб TTF в Нидерландах.

Для Турции это очень интересная и привлекательная идея, но в ее реализации много сложностей. Основная связана с тем, что для создания финансового хаба, который мог бы устанавливать цену, необходима очень высокая ликвидность, очень большой объем торгов, в том числе торгов, производными финансовыми инструментами. Как показывает мировая и европейская практика, достичь такой ликвидности крайне сложно. По сути, с точки зрения ликвидности в Европе остается только два хаба — в Нидерландах и Австрии. Остальные отстают от них и в международной торговле такого значения не имеют.

Это очень сложное дело, и для создания такого хаба нужно соблюсти множество условий. В стране должен быть высокоразвитый финансовый рынок, очень развитая транспортная инфраструктура, чего о Турции не скажешь, нужна политическая стабильность. Это задача на несколько десятилетий. Для решения текущих проблем России создание подобного газового хаба в Турции ничего принципиально не изменит. Маловероятно, что Турция даже в 30-е годы сможет создать такой хаб, который будет конкурировать с европейскими с точки зрения ценообразования. Поэтому смысла в создании такого хаба для России, в отличие от Турции, вообще нет.

Но насколько я понимаю, сейчас переговоры ведутся о более приземленной цели, хотя и не более простой в реализации, а именно об увеличении транзита российского трубопроводного газа в страны ЕС за счет создания новых мощностей по дну Черного моря и далее с выходом на Балканский полуостров.

«СП»: — И какие перспективы по этой задаче?

— Проблема в том, что для такого строительства нужно иметь долгосрочные гарантии спроса, а их Газпрому никто не даст. Увеличение поставок российского газа очень нужно Европе в ближайшие два года, чтобы пережить предстоящие две зимы. Но уже в 2025 году ожидается резкое увеличение предложения сжиженного природного газа на мировом рынке в связи с запуском новых мощностей. Ситуация с газовым балансом Европы после этого кардинально улучшится, и потребность в дополнительном российском газе отпадет. Дополнительные ветки «Турецкого потока» могут быть построены и запущены не раньше 2025 года, то есть тогда, когда в российском газе уже не будет острой необходимости.

Вторая проблема в том, что российский газ Европе нужен, но совсем не в том регионе, куда он может поступить из Турции. Газ нужен в Германии, Австрии, Италии. Простых перетоков газа от Турции до Германии нет, там много узких мест, которые не позволяют легко выстроить эту инфраструктуру. Увеличение поставок российского газа на турецко-европейской границе ничего кардинально не улучшит.

Эта идея и с точки зрения времени не успеет реализоваться, и географически направлена совсем не туда, где это нужно. Перенос потоков российского газа с Балтийского моря на Черное — это совсем неравнозначная замена с точки зрения географии рынка.

Поэтому если смотреть на эту идею с точки зрения европейцев, она не имеет совершенно никакого смысла. Тем более, что у Газпрома на самом деле остаются значительные газотранспортные мощности. Даже если вычеркнуть три нитки «Северных потоков» и нитку Б «Северного потока-2», которая осталась нетронутой, остается газопровод «Ямал-Европа», идущий через Польшу и Белоруссию. Этот газопровод находится под российскими санкциями, Газпрому запрещено его использовать распоряжением правительства РФ. Но европейцы не вводили никаких ограничений в отношении этого маршрута.

Также остается работоспособным коридор через Украину — газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, который идет от газоизмерительной станции «Суджа» до Словакии. По контракту «Газпром» в любой момент может увеличить прокачку по нему с текущих 40−44 млн. кубометров в сутки, включая Молдавию, примерно на 35 млн. кубометров в сутки. С точки зрения пропускной способности всей украинской ГТС — это еще плюс 100−120 млн. куб. в сутки. Оставляя в стороне политику, чисто физически это возможно.

Также есть возможность небольшого увеличения поставок по «Балканскому газопроводу», который является продолжением «Турецкого потока». Сейчас его мощности недозагружены, и есть возможность увеличения на 20 млн. куб. в сутки.

«СП»: — То есть в целом этот хаб вообще не нужен?

— Повторю, что с точки зрения европейцев никакого смысла в получении российского газа через Турцию нет. А без согласия ЕС и Еврокомиссии реализация этого проекта просто невозможна. Можно построить третью и четвертую линию «Турецкого потока» до Турции, но все это упрется в границу ЕС с Болгарией или Грецией. В любом случае нужно разрешение Еврокомиссии и самих стран ЕС на строительство дополнительной инфраструктуры.

Наконец, напомню, что страны ЕС к 2027 году собираются полностью прекратить импорт российского газа, а, учитывая нынешнюю динамику, это произойдет и к 2025 году. Часть стран уже полностью отказались от российского газа. В таких условиях, когда нет никаких гарантий спроса, строить что-либо, что может простаивать, как та же вторая нитка «Северного потока-2» — экономически очень странное решение. Если оно будет принято, оно не будет пользоваться политической поддержкой Евросоюза, а, значит, не будет и никакого спроса. Даже если предположить, что отношения между Россией и ЕС чудесным образом нормализуются через год-два, в части газовых отношений ничего принципиально не изменится.

«СП»: — Почему же такая идея вообще возникла, что-то же за ней должно стоять?

— Ну какие-то инициативы нужно продвигать, вот ее и предлагают. На самом деле, эта идея лежит на поверхности. Турция стала крупнейшим потребителем российского газа в Европе и, видимо, останется таковой на долгие годы. Кроме того, она географически очень удобно расположена между Европой и Азией, поэтому в принципе может сыграть роль серого реэкспортера российского газа, если страны ЕС через два года введут на него полное эмбарго.

В этом случае Турция могла бы как бы для своих нужд увеличить закупки российского газа по «Турецкому потоку», а простаивающий «Балканский поток» использовать для поставок регазифицированного СПГ и азербайджанского газа в Европу. По сути, это будет российский газ, но можно будет играть балансом и делать вид, что они поставляют что-то другое. Если, конечно, на это будут закрывать глаза сами страны ЕС. Такая возможность есть.

Кроме того, помимо Турции договариваться-то нам почти не с кем. Поэтому я бы оценил эту идею, как желание проявить политическую инициативу. Но экономического обоснования подо всем этим нет.

Источник: svpressa.ru

Новости дня

«Фактор сдерживания на море»: какие задачи в Атлантике выполняет фрегат «Адмирал Горшков»

Фрегат Северного флота РФ «Адмирал Горшков» провёл в западной части Атлантики учения по применению гиперзвуковой ракеты «Циркон». Об этом...

«Как можно было оставаться в стороне?»: ветеран ополчения ДНР — об участии в СВО и о спасении при танковом обстреле

Полковник Виктор Аносов — ветеран ополчения ДНР. Когда началась спецоперация, он не раздумывая отправился добровольцем. На передовой 57-летний Виктор...

«Атом» против «Москвича»: какой электрокар предпочтут россияне

«Атом» против «Москвича»: какой электрокар предпочтут россияне Печальная ситуация на российском авторынке привела к неожиданному росту популярности электрического транспорта....

Как Китай ставит крест на будущем автопрома США

Как Китай ставит крест на будущем автопрома США Электрификация автопрома, помноженная на глобальное соперничество мировых экономик, приводит порой к...

Почему электромобиль — разорительная роскошь и в Европе, и в России

Почему электромобиль — разорительная роскошь и в Европе, и в России «Электрички» постепенно завоевывают свое место под солнцем на...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас