Новостив России«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997...

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

6 декабря 1997 года в Иркутске разбился военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». Он упал сразу после взлёта на жилой район города — Иркутск-2. На борту и на земле в результате катастрофы погибли 72 человека. Среди них были 14 детей — воспитанники детского дома и те, кто жили в доме №45 на Гражданской улице. RT побеседовал с педагогом Надеждой Переслегиной, которая в этот момент находилась с детьми, и журналистом Борисом Слепнёвым — одним из первых, кто оказался на месте трагедии 25 лет назад.

6 декабря 1997 года в детском доме №1 города Иркутска находились около 150 детей. Надежда Переслегина работала воспитателем в четвёртой группе, где были 16 человек разного возраста — от дошкольников до подростков. К тому времени Надежда Владимировна работала в этом детском доме уже 25 лет.

«Это была суббота. Мы готовились к Новому году. Пытались достать из шкафа костюмы, игрушки, смотрели, что нужно обновить, а что можно использовать ещё раз в этом году, — вспоминает Переслегина. — И вот мы сидели и смотрели, что из новогоднего осталось «живое» с прошлого года. И вдруг Таня Карамышева, она взрослая уже девочка, 16 лет ей уже было тогда, говорит: «Смотрите, как низко летит самолёт». И тут самолёт рухнул. Он упал с левой стороны от входа, там, где располагались третья и пятая группы».

Начался пожар — загорелось топливо, выплеснувшееся из самолёта.

«Три девочки погибли сразу. Две — второклассницы, а Анна в восьмом классе была. Хорошие девочки такие были, хорошо учились. А двое детей умерли потом в больнице от ожогов. Помню, Аня Дернис умерла на шестой день, — рассказывает Надежда. — И Макар, сын нашей воспитательницы. Она пришла с ним в тот день на работу. Его потом возили в ожоговый центр в Москву, но всё равно он умер».

По словам Переслегиной, после ремонта интернат возобновил свою работу, а жилой дом на Гражданской улице снесли. «Там очень было много погибших. И на его месте стоит теперь храм Рождества Христова», — говорит Переслегина.

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

Борис Слепнёв — журналист, фотокорреспондент. В 1997 году работал в газете «СМ №1» — объединённой в те годы редакции газет «Советская молодёжь» и «№1». Он прибыл на место катастрофы через полчаса после падения самолёта. Борис Слепнёв рассказал RT, что увидел в тот день, а также о том, как до сих пор обстоят дела с безопасностью полётов в Иркутске. 

— Вы первым из журналистов были на месте трагедии?

— У меня нет уверенности, что я там был первым. Но точно в их числе. В тот день был хоккейный матч, и я снимал на стадионе «Труд». Сотовых телефонов тогда не было, у меня был пейджер. И я получил сообщение, что в 2-м Иркутске упал самолёт.

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

Изначально было непонятно, гражданский самолёт или военный. Цифровой техники тогда не было. Я забежал в проявку. Сдал отснятую плёнку и взял в долг несколько роликов. Поймал такси и поехал в Иркутск-2. Самолёт упал в 14:42. Я там был через полчаса. Оцепления ещё не было. На месте работали только пожарные. Понимая, что скоро место происшествия оцепят, я постарался по максимуму обойти периметр, весь квартал, и сделать какие-то ключевые снимки. Это было небезопасно, горело всё-таки больше 100 т топлива. 

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

— Что ещё вы увидели на месте катастрофы? 

— Первое, что я увидел, — это пятиэтажка, на которой лежит огромный хвост «Руслана». Это была единственная часть самолёта, которая уцелела. Зима, мороз минус 20 градусов, а рядом пылающее озеро керосина. Стояли три машины пожарные. Две работали лафетными стволами, такими пушками, установленными наверху у пожарной машины, — тушили это горящее озеро и пятиэтажку, которая была частично разрушена. Это был дом по адресу Гражданская улица, 45. Люди, которых эвакуировали, выходили одетыми, кто мог, выносил какие-то вещи, свёртки. 

— Вы сказали, был мороз.

— Да. Это были официальные данные перед взлётом самолёта: штиль, минус 20, видимость 1 тыс. м. 

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

— Судя по фото, на место трагедии вы приезжали не один раз?

— Второй раз я поехал вечером, часов в шесть или семь, когда уже было темно. Поздней ночью была пресс-конференция какого-то военного генерала, я сейчас, к сожалению, не помню фамилию. Потом несколько раз ездил на следующий день снимать приезд тогда молодого Сергея Кужугетовича Шойгу. Потом Виктор Степанович Черномырдин приезжал. Работала правительственная комиссия.

— От кого пришло сообщение на пейджер?

— Я сейчас, к сожалению, не помню. Это был кто-то из журналистской агентуры. Я на тот момент шесть или семь лет уже работал в отделе происшествий, и у меня были свои люди, которые мне доверяли. А пейджер имеет одностороннюю связь. И я понимал, что, если мне пришло такое сообщение, это не шутка, это очень серьёзно, что там, на Гражданской улице, — ЧП.

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

Это сейчас любой может снять на мобильный телефон увиденное и прислать самостоятельно. Тогда были другие взаимоотношения в журналистском мире. Был другой способ сбора информации. С сегодняшней точки зрения всё было медленнее. Технология была другая. И ведь мало было снять какое-то место происшествия. Надо было ещё довезти и грамотно проявить плёнку. Потому что можно побывать на месте происшествия, а от волнения поставить не ту выдержку, диафрагму и снять плохо. Сейчас мы избалованы цифровой техникой.   

— Что представлял из себя Иркутск-2 — район, на который упал Ан-124?

— 2-й Иркутск в советское время был полузакрытым микрорайоном, потому что он расположен там, где военный авиазавод, который и сейчас выпускает «сушки». «Руслан», который упал, вёз во Вьетнам два самолёта Су. Для 2-го Иркутска авиазавод является градообразующим предприятием. Сейчас там собирают МС-21, пассажирский самолёт. По-моему, два или три борта уже сделали. Долго у них из-за санкций не могли начать. Вначале был американский двигатель, потом наши сделали свой гражданский, отечественный. Потом с композитным крылом проблемы были. Но сейчас всё, он уже летает, проходит испытания.

— То есть получается, что тогда разбился не один самолёт, а сразу три. 

— Да, конечно. Внутри было два самолёта Су. «Руслан»
вёз их во Вьетнам. Там были девять членов экипажа и 14 пассажиров. Все погибли. 

«Дети плакали молча»: о трагедии в Иркутске в 1997 году, когда на жилой район упал военно-транспортный самолёт «Руслан»

— Сколько официально было погибших среди гражданского населения? 

— Тогда на пресс-конференции Сергей Шойгу назвал 49 человек, в том числе 14 детей. Я не помню, изменилась ли позднее цифра. Я думаю, что кто-то наверняка потом в больнице умер. Но изначально были такие цифры.

— Вы видели детей, которых эвакуировали из детского дома?

— Они на момент моего приезда уже были в безопасности. Но я снимал потом похороны. Помню, что на первой полосе у нас была фотография девочки в таком клетчатом пальтишке, со слезой на щеке. Дети плакали молча. Слёзы роняли — и всё. Они были в шоке.

Это была третья катастрофа, которую я снимал. Первую я снимал в Мамонах 3 января 1994-го. Там пассажирский Ту-154 только взлетел из Иркутска, взял курс на Москву — и разбился. Это был ужас. Люди, которые сидели в переднем салоне, — от них ничего не осталось, совсем. А те, которые сидели в заднем, — там, как принято говорить, фрагменты тел. Две горы останков лежат на болоте, и машины их увозят. У меня потом часть плёнки забрали для расследования. А фотоаппарат «Зенит» был — допотопный. 

3 января 1994 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Байкал» совершал рейс по маршруту Иркутск — Москва. Через 3,5 минуты после взлёта у него загорелся один из двигателей, самолёт потерял управление и упал на молочную ферму в селе Мамоны в 15 км от аэропорта Иркутска. В катастрофе погибли 125 человек — 115 пассажиров, девять членов экипажа и один человек на земле.

Были и менее трагические эпизоды с самолётами. У нас очень большая проблема в Иркутске в том, что город нуждается в безопасном аэропорте со взлётно-посадочной полосой, удалённой от города. Самолёты заходят на посадку через город. Все губернаторы, когда избираются и начинают работать, обещают решить этот вопрос. Но годы идут, а воз и ныне там. При каждой катастрофе этот вопрос поднимается, а потом сходит на нет.

Источник: russian.rt.com

Новости дня

По стопам Трусовой и Ягудина: Загитова, Валиева, Акатьева и Петросян примут участие в спринтерском забеге на Никольской

Сразу четыре фигуристки — Алина Загитова, Камила Валиева, Софья Акатьева и Аделия Петросян — примут участие в забеге на...

«Решили не ломать график клубам»: РФС не будет проводить в июне сборы национальной команды

Российский футбольный союз отменил сборы национальной команды в июне. Изначально планировалось в этот период провести товарищескую встречу со сборной...

«Российские тхэквондисты доказали свою силу»: в Федерации тхэквондо Крыма рассказали о расследовании World Taekwondo

Всемирная федерация расследует вопрос включения в состав Союза тхэквондо России регионального крымского отделения. По словам главы отделения Эскендера Вагапова,...

Украинцы уже начали делить Россию в параллельной реальности

У киевского режима есть три мечты, но они никогда не сбудутся ...

«Больное сердце Африки» уповает на штыки русских «кардиологов»

Появится ли российская военная база в ЦАР, и если да, то зачем? ...

Врет, как дышит: Руководство Киева пишет свою сагу об отношениях с Москвой

Со своими «резиновыми красными линиями» Россия отступила уже до Рублевки ...

Михаил Галустян: «Бузова — опасная девушка!»

Галустяна на ТВ все больше! Был...

«ЕС сам себе создал проблемы»: деловой климат в Европе ухудшился рекордно за два года на фоне санкций против России

Согласно предварительной оценке Евростата, в мае индекс бизнес-климата в еврозоне опустился до самого низкого уровня за последние два года....

«Уничтожены техника и личный состав»: российская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам ВСУ в зоне СВО

На Соледаро-Артёмовском, Александро-Калиновском, Авдеевском и Марьинском направлениях авиация Южной группировки войск нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам украинской армии, сообщил...

«Все назначенные объекты поражены»: ВС РФ нанесли удары по центральным пунктам принятия решений на Украине

Центральные пункты принятия решений на Украине, где под руководством специалистов западных спецслужб планировались теракты на территории РФ, поражены в...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас