ЭкономикаКурс за облака: Высоко ли взлетят российские самолеты?

Курс за облака: Высоко ли взлетят российские самолеты?

Гражданская авиация пытается возродиться

Российский авиапром получил возможность для развития с началом западной санкционной политики, полагает постпред РФ в Австрии Михаил Ульянов.

«Западные санкции служат мощным стимулом для быстрого развития многих сегментов российской промышленности, в том числе авиационной промышленности, которая будет базироваться на компонентах российского производства», — написал Ульянов в своем телеграмм-канале. «К 2030 году Россия будет производить более 140 ближнемагистральных самолетов на основе собственных технологий», — сообщил дипломат.

Следует напомнить, что 31 августа премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что правительство страны рассмотрит пакет мер поддержки авиапрома, целью которого является наращивание производства среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21.

По словам Мишустина, будут изменены правила представления субсидий из федерального бюджета. «Такое решение даст возможность целому ряду авиастроительных предприятий использовать около 20 млрд рублей на техническое перевооружение», — заявил глава российского правительства.

Заслуженному пилоту СССР, бывшему заместителю министра гражданской авиации СССР Олегу Смирнову оптимизма эти заявления не внушают.

— Подобные вещи обычно говорят от безысходности. Потому что никто не мог предугадать, не планировал, что по отношению к нам будут введены нынешние санкции и ограничения. Никто не планировал, так сказать, обрезание крыльев нам на западных самолетах — «Боингах» и «Эйрбасах». Все принимаемые сейчас меры принимаются исключительно от безысходности.

Как известно, более трех десятков лет назад наше правительство и профильные министры совершили крупную ошибку, когда действовали по принципу: Запад нам поможет. Вот он нам и помог…

Наша авиационная отрасль была полностью переориентирована на упомянутые «Боинги», «Эйрбасы» и другие зарубежные самолеты, в то время как национальное самолетостроение у нас 30 лет уничтожалось. Причем умышленно. И вот сейчас мы «прилетели» к данной ситуации.

«СП»: Как вы оцениваете предпринимаемые правительством шаги?

— Это лихорадочные меры, которые вызваны необходимостью восстановить статус России как великой авиационной державы, о чем недавно сказал и президент.

Он впервые произнес слова, которых мы, ветераны авиационной отрасли — летчики, инженеры и многие другие, требуем от руководства страны три десятка лет. Как известно, уже составлена программа, предусматривающая производство большого числа гражданских самолетов к 2030 году.

«СП»: У нас есть шанс ее выполнить?

— Сложно сказать — хотя бы по той причине, что такое количество самолетов требует миллионы комплектующих, которые на коленке сделать не получится. Для этого требуются заводы, промышленные предприятия, станки. При этом наше станкостроение тоже было загублено. И еще нужны действия со стороны государства, которых мы пока не наблюдаем, но без них программа не будет выполнена: это отстранение от занимаемых должностей разрушителей отечественного самолетостроения, что сейчас красуются на телевидении.

Они докладывают президенту, что дела идут отлично. Они 30 лет занимались разрушением нашего авиапрома, а сейчас ищут способы выкрутиться. Это из их среды исходят тезисы, что сейчас появилась отличная возможность все восстановить.

«СП»: Постпред Ульянов заявил о производстве к 2030 году более 140 ближнемагистральных самолетов на основе собственных технологий. У нашего авиастроения имеется необходимый потенциал?

— Я могу сказать, что за последние три десятка лет была масса программ развития самолетостроения и налаживания производства различных самолетов. И ни одна из них не была выполнена. Если эта программа будет реализована — это будет что-то похожее на чудо. Впрочем, поживем — увидим.

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает заявленные планы вполне реалистичными.

— Если обозначенное количество самолетов можно обсуждать, то сам факт выпуска самолетов на собственных технологиях сомнению не подлежит. Реалистичен выпуск около сотни магистральных самолетов, а также для региональной авиации — возможно, все вместе и даст в сумме 140 самолетов.

«СП»: Насколько верно отражены причины запуска процесса импортозамещения в данной отрасли?

— Санкции действительно его подстегнули, хотя он уже идет несколько лет. Понимание того, что сотрудничать с западными партнерами в авиационной сфере тяжело, пришло достаточно давно. И даже в отношении «Суперджета», выпускавшегося с импортными комплектующими, еще в 2018 году было принято решение переходить на отечественные компоненты. К этом было немало различных предпосылок — экономических и прочих.

Конечно, поначалу мы не собирались переходить на импортозамещенные машины, но нас поставили в такие условия. Данный процесс идет, причем в последнее время он заметно ускорился. На разработку отечественных компонентов были направлены серьезные деньги, это должно стать драйвером для развития отечественного станкостроения, нашей технологической базы в целом.

«СП»: То есть, мы сможем начать подъем этих направлений?

— Ничего недостижимого здесь нет. Хотя долгие годы мы посыпали голову пеплом и говорили, что все разрушено и разворовано, все-таки можно говорить, что сохранились научная школа, наработки, система подготовки кадров. В последние годы мы осваивали новые технологии производства, проектирования, модернизировали станочный парк. Понятно, что все эти годы авиапром больше съедал денег, чем давал. Но это были как раз те инвестиции, что в ближайшем будущем должны «выстрелить», учитывая, что вложения в данной отрасли носят долгосрочный характер.

Самолеты, двигатели, комплектующие разрабатываются длительный период, а окупаются средства на протяжении десятилетий — скажем, самолеты «Суперджет, МС-21 будут летать минимум 40 лет. Эти десятилетия они будут окупать затраты и приносить прибыль. Здесь можно сравнить ситуацию с продовольствием, когда западные санкции заставили нас заняться импортозамещением.

Раньше мы импортировали сельхозпродукцию, а сейчас ищем для нее рынки сбыта. То же будет происходить и с авиационной промышленностью. Скажем, если бы санкции настигли нас лет десять назад — это было бы очень большой проблемой, поскольку мы были еще на пути освоения многих технологий и производств. Налицо было технологическое отставание. Но уже на протяжении примерно полутора десятка лет правительство предпринимает шаги для исправления ситуации.

«СП»: Западные страны спокойно к этому относились?

— Конечно, им не нравились наши действия и они все искали повод ввести санкции, ограничить доступ нас к технологиям, материалам. Иногда находили — тогда обвиняли нас в сотрудничестве с Ираном, еще в чем-то… Если до недавнего времени мы рассматривали варианты кооперации с западными странами в каких-то проектах, то сейчас полагаемся только на себя.

«СП»: Какие первые импортозамещенные самолеты мы увидим?

— До конца следующего года должны поступить в эксплуатацию «Суперджет-100» и МС-21. Программы их выпуска по срокам идут почти одновременно. Там просто программы затрагивают различные компоненты, но сейчас оба проекта подчиняются единой дирекции и на рынок будут выходить, если можно так сказать, единым пакетом.

Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободной Прессы».

Источник: svpressa.ru

Новости дня

Прилучный вызвал в суд… детей

Судебные баталии между «мажором» и его...

Ракетными войсками и артиллерией: российские войска поразили инфраструктуру военного аэродрома в зоне СВО

Инфраструктура военного аэродрома ВСУ поражена в результате ударов, нанесённых авиацией, беспилотниками, ракетными войсками и артиллерией группировок войск ВС РФ,...

В акватории Чёрного моря: Минобороны РФ опубликовало кадры уничтожения следовавших к Крыму безэкипажных катеров ВСУ

Министерство обороны РФ опубликовало видео уничтожения в акватории Чёрного моря безэкипажных катеров ВСУ. Украинские беспилотники следовали в направлении Крымского...

Знаковая машина: 80 лет назад началось производство советского танка Т-44

18 июля 1944 года было подписано постановление Госкомитета обороны СССР (ГКО) №6209с «Об организации производства средних танков Т-44». Этот...

«На случай переворота»: зачем Чубайс создал Центр российских исследований и кто его финансирует

Более двух с половиной месяцев в Израиле работает Центр российских исследований (The Center for Russian Studies, CRS). В мае...

«Остался прикрывать свою группу»: как Герой России Алексей Пащенко спас сослуживцев ценой собственной жизни

Алексей Пащенко погиб на СВО в январе 2023 года. До спецоперации он уже был связан с армией, но делал...

Сразу семь прилетов ФАБов по позициям ВСУ в Волчанске попали на видео

Сегодня российские военные нанесли массированные...

Еврокомиссия выделила Киеву 4,2 млрд евро невоенной помощи

Европейская комиссия дала положительную оценку...

В бригаде ВСУ под Красногоровкой назревает бунт

Внутри 59-й бригады Вооружённых сил...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас