Николай Межевич: Литва и прочие «вымираты» ненавидят Будапешт за то, что их все считают карликами, а такую же небольшую Венгрию — уважают
Группа из 70 депутатов Европарламента (ЕП) направила в Еврокомиссию письмо с требованием приостановить участие Венгрии в Шенгенской зоне. Об этом сообщило 5 августа европейское издание Politico.
Автор идеи письма и первый подписант — литовский евродепутат Пятрас Ауш, предложил столь радикальную меру после того, как Будапешт решил ослабить визовые требования к гражданам восьми стран, включая Россию и Белоруссию.
В то же время президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что странам ЕС придется ограничить участие Венгрии в Шенгенской зоне, если Будапешт не изменит свою «пророссийскую» визовую политику.
Кстати, незначительные послабления Венгрии касаются только рабочих виз для тех россиян, которые прибывают в связи с взаимной необходимостью двух стран.
Как сообщил вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян, простых путешественников это не касается.
Тем не менее, техническое решение Будапешта стало поводом для прибалтийских государств, чтобы в очередной раз продемонстрировать, насколько страшны они в гневе. Действительно: изгнать из Шенгена страну, которая председательствует в ЕС — такого еще не бывало.
Прибалтам удалось собрать под своим письмом менее 10% голосов всех депутатов ЕП, хотя им помогали чехи и даже некоторые бельгийцы, фамилии которых не называются. Участие бельгийских парламентариев может дать некоторые надежды, что письмо в Брюсселе прочитают.
Удастся ли прибалтам испортить жизнь гражданам Венгрии — «Свободной Прессе» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
«СП»: Николай Маратович, прибалты — три самые склочные страны ЕС. Они вечно кого-то задирают: от Китая до Венгрии. Чего они хотят добиться таким поведением?
— Давайте начнём с Венгрии — к ней у прибалтов особое отношение. Литва и прочие «вымираты» страшно завидуют венграм и люто ненавидят Будапешт.
«СП»: За что?
— За то, что прибалтов все считают карликами, а такую же небольшую Венгрию — нет. Её уважают.
Руководство этой страны ни на кого не тявкает, но умеет исходить из пожеланий своих граждан, гнуть свою линию, преследовать экономические интересы Венгрии и добиваться своего.
Ревность ещё и в том, что граждане Венгрии и ряда других стран ЕС уважают своих руководителей, могут объединиться вокруг них, а в Прибалтике такое совершенно исключено.
«СП»: Почему граждане прибалтийских государств не уважают свою власть?
— В трёх странах Прибалтики проживает около пяти миллионов человек. Но политическая элита — это примерно 1,5−2 тысячи людей на все три страны. Остальным туда входа нет. Элита проживает обособленно от населения и не интересуется его потребностями, как и мнением.
Внутри прибалтийской элиты тоже нет единства, как и общей цели. Точнее, цель у всех одинаковая, но одновременно — у каждого своя. Нахапать побольше и спрятать подальше. Лучше всего — в Австралии или Новой Зеландии. Потому что в Европе и Америке могут найти. А в удобный момент — уехать туда навсегда.
После 2022 года экономика и производство этих стран падают особенно быстро. Предприятия закрываются, территории распродаются, деньги ложатся по карманам элиты.
Элита не чувствует национальной связи с народом. Зампред Еврокомиссии Кая Каллас стесняется того, что она эстонка. Ринкевичс — не латыш, он не знает историю Латвии. Ну и так далее, то же самое в Литве.
В старом-добром фильме Эйзенштейна «Александр Невский» выведен образ псковского купца-предателя, который говорит: «Где лёг спать — там и родина».
Вот прибалтийская элита не планирует спать в своих странах долго. В этом она похожа на элиту современного киевского режима.
«СП»: Если всё так, то почему в Прибалтике достаточно спокойно, практически нет протестов?
— Все активные уезжают в другие страны. А для остальных граждан и неграждан достаточно одного образа и одной иллюзии. Образ врага в лице России, и иллюзия мощи своей государственной власти. Если она позволяет себе критиковать Венгрию и даже Китай — значит, это сильная власть.
«СП»: Возможны ли какие-то последствия прибалтийского письма в Брюссель?
— В Брюсселе умеют тихо заметать любою дискуссию под ковёр. Там, в отличие от Таллина, Вильнюса и Риги, сидят не только глупые люди.
А неглупые люди понимают, что чем сильнее будут гавкать на Будапешт — тем выше поднимется его статус. А он и так ничего себе. Очевидно, что Венгрию зримо или незримо поддерживают Китай, Россия, и — вероятный президент США Трамп.
«СП»: Возвращаясь к деловым визам: Венгрия сделала по отношению к России не то, чтобы дружественный шаг, но — логичный с точки зрения деловой активности. И на неё тут же набросились. А почему Россия никак не реагирует на выпады в адрес Будапешта?
— Есть несколько причин. Спор идёт внутри ЕС, мы туда не входим. Пусть спорят без нас.
Вторая причина. Венгрия вполне может защищать свою позицию самостоятельно, что многократно доказывала.
Третий момент. Завывания прибалтийских шакалов, которым на хвосты упал бетонный блок, — они ведь раздражают уже внутри ЕС всё большее количество политиков. И, тем более, — это бесит продвинутую часть населения европейских стран.
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов даёт другое объяснение тому, что Россия не вмешивается в полемику вокруг Венгрии и Шенгена:
— Отсутствие публичной реакции со стороны МИД — единственно правильное решение. Официальная поддержка властей Венгрии со стороны РФ стала бы медвежьей услугой для Виктора Орбана и добавила масла в огонь европейского негодования.
А критика прибалтийских инициатив вызвала бы недоумение как у венгерского руководства, так и у населения России. Поэтому в данном случае стратегия поведения выбрана верно.
Думаю, в ходе неофициального телефонного разговора между главами МИД двух стран Сергей Лавров уже выразил поддержку своему венгерскому коллеге, — сказал политолог «Свободной Прессе».
Источник: svpresa.ru