Странное дело — Boeing зависит от нас, а мы — от руды из Китая, которой у нас самих полно
Правительство поставило перед профильными ведомствами задачу: в кратчайшие сроки сократить зависимость от импорта твердых полезных ископаемых — хрома, титана и марганца. Они были названы в правительстве «стратегическими».
«В этой работе надо опираться на собственные решения в области изучения недр, добычи, переработки полезных ископаемых. Предложим бизнесу более привлекательные условия для разработки и внедрения таких технологий», — сказал Михаил Мишустин.
До этого президент в послании Федеральному собранию заметил: «Ожидаем, спрос на них на фоне ускоренных темпов роста оборонно-промышленного комплекса, металлургии», — заметил президент.
Акцент правительства на увеличение производства продукции из редкоземельных цветных металлов не случаен.
«Хром, титан и марганец используются в ВПК практически везде. Это основа танковой брони, без этого невозможно сделать современную атомную подводную лодку, самолет…», — лаконично объяснил «СП» военный эксперт Александр Храмчихин.
«Именно титан для современных самолетостроительных гражданских программ Boeing является важным материалом, потому что он обеспечивает оптимальные характеристики при использовании в силовых конструкциях композитного крыла», — добавляет авиаэксперт, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Крупнейшим потребителем титана должна была, например, стать программа Boeing-777 Max.
— Титан используется при создании подводных лодок широкого диапазона, а также глубоководных аппаратов для спасения подлодок. Титан востребован и при производстве самолетов, военных и гражданских. Это легкий и прочный материал, — поясняет член-корреспондент Академии военных наук, директор Информационного Центра по вопросам международной безопасности при МГЛУ Александр Бартош. — Что касается хрома, то это присадка для повышения прочности брони, артиллерийских орудий. Марганец используется как добавка к стали для придания ей прочности.
Россия — один из главных мировых экспортеров чистого титана и изделий из него. Но сырье для производства в значительной степени мы закупаем за рубежом. Раньше — в основном на Украине, теперь значительная часть импорта идет из Китая. И это при том, что страна располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана — на нашу долю приходится 15% запасов.
Проблема в том, что освоение месторождений титановых руд идет ни шатко ни валко. Крупнейшее в стране месторождение в Томской области было запущено только в 2021 году и удовлетворяет крайне незначительную часть внутренних потребностей. Большие запасы руды есть в Мурманской и Тамбовской областях, и особенно в Коми, где находится Пижемское месторождение — его считают самым перспективным в мире. Но вопросы упираются в разработку залежей, логистику, развитие всей производственной цепочки — от рудника до готового изделия из титана. А главное — до использования этого изделия внутри страны.
Очевидно, Михаил Мишустин имел в виду решение проблем именно в этой плоскости, когда говорил о необходимости покончить с зависимостью от импорта сырья цветметов.
Возникает естественный вопрос: почему о столь необходимых для нашей армии, флота и авиации материалах мы заговорили только сейчас? Ответ очевиден — жизнь заставила. Минимум два десятилетия мы жили на советском потенциале. Развитием собственной ресурсной базы, технологий, геологоразведкой практически не занимались. Крупный бизнес «рубил» легкие и быстрые деньги. Государство на это долгое время закрывало глаза, а то и потворствовало. Про импортозамещение много говорили, но мало делали, особенно в плане действительно стратегических отраслей. В итоге имеем то, что имеем.
Сегодня для России как никогда остро стоит вопрос сокращения зависимости от иностранных поставок сырья. Член комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова пояснила «СП», что вопрос этот необходимый, но решаться будет не быстро.
— Еще несколько лет назад добыча многих полезных ископаемых по многим причинам считалась нецелесообразной даже принимая во внимание уже действующие месторождения. Но при этом надо учитывать: зависимость от импорта обходится гораздо дороже. Необходимо стимулировать развитие технологий и оборудования, и это вполне реально, когда основным заказчиком запуска проектов становится государство.
Что теперь в первую очередь надо делать, чтобы «процесс пошел»? С таким вопросом мы обратились к доктору геолого-минералогических наук, профессору Виктору Дьяконову.
— Огромное месторождение хрома есть в Казахстане. Но там, как понимаете, конфликт интересов, и хромовую базу никак не могут поделить. Приходится хром закупать за рубежом. Но ведь в России тоже есть собственные залежи хрома, который так необходим для производства стали, брони, в машиностроении. В России есть его месторождения, и я уверен, что мы их найдем и разработаем.
«СП»: А что касается марганца — та же история: закупки за рубежом при наличии собственных месторождений?
— Месторождения марганца есть на Украине и в Грузии. А нам надо искать новые залежи в Сибири. Марганец ведь тоже незаменим в ВПК: с его помощью создают сталь нового качества. Раздаются, конечно, голоса, дескать, проще купить, чем искать самим. Но это тупиковый путь…
Сегодня основные мировые запасы марганца находятся в ЮАР, эта же страна является лидером по его добыче. Для нас плюс в том, что ЮАР входит в БРИКС, как и Бразилия, Индия, Китай, занимающие верхние позиции в топ-7 стран по добыче марганцевой руды. Но импорт есть импорт, за него надо платить.
В России марганец добывают в Читинской и Иркутской областях, а также Республике Коми. Но выходить на достаточные объемы помимо чисто объективных причин, связанных с невысоким качеством самой руды, всегда что-то мешало, кроме того, вокруг рудников вспыхивали непонятные скандалы.
«С марганцем надо работать, — отмечает Анна Лаптева из ФГБУ „ВИМС“ им. Н.М. Федоровского. — То, что качество сырья не является абсолютным препятствием для его использования наглядно демонстрирует Китай. Там из марганцевых руд, по качеству схожих с нашими, успешно производится электролитический марганец. Причем КНР его крупнейший производитель и экспортер. То есть нам крайне необходимы собственные эффективные технологии по переработке тех руд, которыми мы располагаем. Без этого мы никак не обойдемся. И надо продолжать геологоразведку».
Опыт наших соседей показывает, что проблемы решать можно. А в нашем случае — просто необходимо. Ведь речь идет не только о ВПК, но и о развитии собственных технологий и оборудования. Титан, марганец, хром необходимы не только для производства самолетов, танков, пушек, подлодок, но и для жидкокристаллических экранов, аппаратов МРТ, беспилотников, солнечных панелей, аккумуляторов и другой технологичной продукции.
Источник: svpressa.ru