Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о запрете на вывоз бензина из страны до конца 2024 года. Ранее предполагалось, что ограничение будет действовать только до осени. Как объяснили в кабмине, решение принято для поддержания стабильной ситуации на рынке в период высокого спроса на горючее и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. По мнению экспертов, действия властей помогут удержать рост стоимости топлива вблизи уровня инфляции. При этом в запасе у руководства страны по-прежнему остаётся ряд дополнительных мер для сдерживания цен, утверждают специалисты.
С 1 сентября по 31 декабря 2024 года в России продолжат действовать временные ограничения на вывоз бензина из страны. Постановление об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Решение принято для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах», — говорится в сообщении на сайте правительства.
Как и прежде, инициатива предусматривает ряд исключений. Эмбарго не будет действовать при экспорте бензина в рамках межправительственных соглашений, в том числе с государствами Евразийского экономического союза (Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией). Кроме того, власти не станут ограничивать вывоз горючего гражданами для личного пользования и поставки топлива за границу для оказания международной гуманитарной помощи.
Напомним, запрет на вывоз бензина из России заработал с 1 марта и первоначально был рассчитан на полгода. Впрочем, по мере насыщения внутреннего рынка автомобильным топливом с 20 мая власти приостановили действие этого ограничения. Послабление сохранялось вплоть до конца июля, но с августа было отменено, поскольку потребление топлива в России начало расти быстрее ожиданий, что обернулось резким повышением оптовых цен на горючее.
«Запрет продлили, так как сработал индикатор, который правительство себе устанавливало: биржевая стоимость бензина значительно выросла и её нужно было сбить. Сейчас цены немного снизились, но власти всё равно решили сохранить ограничение ещё на полгода, поскольку в августе потребление топлива снова выросло. Если же, например, в октябре спрос упадёт, а производство останется на том же уровне, кабмин может вновь снять запрет», — рассказал RT эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
С начала лета стоимость горючего АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла на 19,4% — до 56,8 тыс. рублей за 1 т, а топливо АИ-95 подорожало почти на 35,2% — до 72,8 тыс. рублей за 1 т. Причём в середине июля значения ненадолго приблизились к отметкам 58,1 тыс. и 74,6 тыс. рублей соответственно.
«С наступлением августа биржевые котировки возобновили рост, поэтому правительство, видимо, решило сыграть на опережение и дало нефтяникам сигнал, что ограничения на экспорт будут действовать до конца года. Это позволит избежать дефицита топлива на внутреннем рынке и сдержит рост его стоимости», — объяснил RT аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Похожую точку зрения в беседе с RT выразил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его мнению, действия властей помогут вернуть рынок в состояние профицита, в результате оптовая стоимость бензина АИ-95 должна вернуться «к более обоснованному для неё диапазону 50—60 тыс. рублей за 1 т».
Движение в рознице
Отметим, что на фоне ажиотажного роста биржевых котировок в июне-июле розничная стоимость горючего в стране тоже стала расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в опте. Так, с конца весны цены на АИ-92 и АИ-95 на российских заправках увеличились в среднем на 3,9% — до 53 и 58 рублей за 1 л соответственно, говорится в материалах Федеральной службы государственной статистики.
Всего с начала 2024 года в розничном сегменте бензин подорожал примерно на 5,5%. Это чуть выше средних по стране темпов роста цен на товары и услуги (5%), свидетельствуют данные Министерства экономического развития.
Впрочем, как полагают опрошенные RT специалисты, к концу года рост цен на топливо для потребителей должен будет замедлиться до уровня инфляции. По прогнозу Центробанка, этот показатель может составить 6,5—7%.
«Мы ожидаем, что на фоне вероятной нормализации ситуации на оптовом рынке рост розничных цен на бензин удержится в пределах общей инфляции или по крайней мере будет близок к ней. По нашим оценкам, рост может составить 7—7,5% по итогам 2024 года», — предположил Сергей Кауфман в разговоре с RT.
Аналогичной оценки придерживается портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. При этом, как полагает эксперт, в случае необходимости власти могут задействовать ряд альтернативных решений для сдерживания цен.
«Среди дополнительных мер могут быть различные инструменты. Например, правительство может обязать нефтяников увеличить объём продаж топлива через биржу или ввести ограничения на участие перекупщиков», — отметил собеседник RT.
Более того, по словам Владимира Чернова, если потребуется, кабмин может вновь пересмотреть параметры так называемого демпфера. В рамках этого механизма государство доплачивает нефтяникам за поставки горючего на внутренний рынок, что позволяет избегать резкого повышения цен.
«Рост стоимости топлива — это один из главных проинфляционных факторов в экономике, поскольку при его удорожании растут цены почти на все товары. Поэтому российские власти сделают всё, чтобы удержать рост внутренних цен на горючее в рамках среднегодовых темпов инфляции. Тем более что ряд дополнительных мер уже принят, а некоторые ещё остаются в запасе на крайний случай», — добавил Чернов.
Источник: russian.rt.com