Дмитрий Патрушев ушел на повышение, цены устремились вслед за ним — ввысь
Российский птицеводческий союз (Росптицесоюз) выразил обеспокоенность увеличением торговой наценки на куриные яйца. Сейчас она в среднем по России составляет 20%, а это слишком много.
Исправить ситуацию, полагают птицеводы, помогут два нюанса.
Во-первых, это увеличение объема долгосрочных контрактов на поставку яиц с торговыми сетями. Они, по мнению гендиректора Росптицесоюза Галины Бобылевой, более выгодны производителям, чем краткосрочные тендеры. Имея в активе многомесячные договоры на поставку с фиксированной ценой, предприятия получат возможность развивать свое производство.
На текущий момент, несмотря на рекомендации Минпромторга и Минсельхоза, данные участникам рынка еще в ноябре прошлого года, долгосрочные контракты на поставку с ретейлерами заключены примерно у 50−55% птицеводческих предприятий.
А если взять только 40 крупнейших птицефабрик, обеспечивающих 90% всех поставок яиц в сети, то ситуация выглядит еще более удручающей — долгосрочные контракты на поставки имеют лишь 30% производителей. Остальные работают по краткосрочным тендерным сделкам, стоимость которых выше примерно на 15%.
Во-вторых, это ограничение предельной планки торговой наценки на товары первой необходимости максимальным значением в 10% (в некоторых регионах страны она сейчас доходит до 35−40%). При средней стоимости у оптовых поставщиков в 76,3 рубля за десяток яиц средний ценник торговых сетей за тот же десяток достигает 106,9 руб., свидетельствует исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.
Птицеводы уже направили соответствующее письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, они считают целесообразным исключить возможность сетевиков включать в стоимость договоров вознаграждения, которые поставщики выплачивают ретейлерам за приобретение определенного количества товара.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) уверяют, что в крупных торговых сетях давно действует добровольное ограничение наценки на товары первой необходимости до 10%, а те же яйца и вовсе продаются с отрицательной торговой наценкой.
Власти говорят, что с яйцами в стране все хорошо. ФАС отмечает, что цены стабильны, а Минсельхоз с Минпромторгом заверяют, что объемы производства курятины и яиц систематически растут, а цены снижаются.
Только почему-то при всем этом «благолепии» яйца стоят минимум на 36% дороже, чем в июне 2023 года. Кто или что тому виной? Действительно виноваты ретейлеры, не желающие отказываться от краткосрочных тендеров?
— Честно говоря, краткосрочный тендер как таковой гораздо лучше для рядового потребителя, потому что что, как правило, на яйца именно по тендерам устанавливаются, как правило, самые низкие цены в сетевых магазинах, — поделился своим видением ситуации экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.
— И вообще, в отличие от тендера, по долгосрочным контрактам сетевые продавцы очень ограничены в возможности какого-либо маневра. Например, они теряют возможность воздействия на оптовиков при внезапном изменении рыночной конъюнктуры.
«СП»: А как же резоны, изложенные Росптицесоюзом в своем обращении к ФАС? Неужто, мягко говоря, лукавят?
— Ситуация такова, что цены растут. Покупатели и местные власти, говоря по-простому, «бочку катят» на производителей яиц. Дескать, те слишком задирают цены на свой товар. Производители, в свою очередь, «катят бочку» на ретейлеров, дескать, высокие цены на яйца — это их вина.
И этим письмом, которое я лично буквально на днях читал, птицеводы, по сути, предлагают ретейлу «договориться». Только вот «договор» этот получается, на мой взгляд, какой-то однобокий. Птицеводы предлагают сетевым продавцам ограничить торговую наценку, однако при этом не обещают, в свою очередь, не поднимать отпускные цены на свою продукцию.
На мой взгляд, то, что происходит сейчас — это обычная борьба за конкуренцию, борьба за маржу. Начало такой конкуренции, скорее всего, свидетельствует о том, что в принципе, конечная стоимость в данном случае яиц исчерпала свой потенциал роста. Когда это происходит, обычно так и случается — начинается поиск компромисса между участниками рынка. Начался обыкновенный торг, «давай ты уступи, нет, давай ты уступи».
И в этой ситуации, я считаю, как раз-таки уместны любые формы организации поставок — тендеры, долгосрочные контракты, всё, что угодно. Потому что чем сильнее будет обостряться эта конкуренция, борьбы за уступки, тем лучше для рядового потребителя.
«СП»: Глядишь, и наступит такой момент, когда цены на яйца достигнут своих прежних значений в 40−60 рублей за десяток?
— Это уже вряд ли. Во-первых, потому, что инфляция, как и время, все-таки течет только в одном направлении. К прежним значениям цены на яйца вернутся разве что при условии наступления дефляции. Во-вторых, в нынешних ценовых условиях стоимость десятка яиц в 90 рублей и соответствует как раз тем 60-ти рублям, которые он стоил сравнительно недавно.
«СП»: А наши власти и чиновники в сложившейся ситуации делают все от них зависящее, чтобы цены на те же яйца не росли опережающими темпами? Рядовому-то покупателю, как говорится, до лампочки все эти хитросплетения и взаимосвязи современных рыночных отношений.
Он приходит в магазин и видит, что вчера яйца стоили стоили 110−120 рублей за десяток, а сегодня стоят 140−150. И, не вникая в маркетинговые сложности, человек думает: «Ага, вчера Минсельхозом заведовал Патрушев-младший? Сейчас он вице-премьер, который курирует Минсельхоз. Пошел на повышение. Это что, яйца тоже пошли „на повышение“ — вслед за его карьерным ростом?»
— Ну, на мой сугубый взгляд, абсолютно всё необходимое ни одно министерство не делает, не только в России, кстати, но и во всем остальном мире. Если бы делали все, то это было бы прямо-таки идеальное общество.
Но и сказать, что власть совсем ничего не предпринимает, нельзя, полагает Леонид Холод. И приводит пример — ту же ФАС участники рынка в достаточной степени боятся, это довольно грозная для них служба. И это письмо Росптицесоюза в ФАС с предложением к ретейлерам из серии «давайте договоримся, только чур не за наш счет» показывает, что давление регуляторов на рынок есть, просто так договориться между собой и поднять цены к обоюдному удовлетворению поставщики и продавцы теперь уже не могут.
Так что в целом, приходит к выводу эксперт, министерства и ведомства у нас все-таки работают в меру своих возможностей.
А насчет того, почему же цены в наших магазинах частенько ввергают россиян в состояние тихого ужаса, очень метко высказался в своем tg-канале волонтер СВО, социальный технолог и аналитик Роман Алехин. В качестве первопричины такого положения дел он назвал обычный капитализм.
— Именно стремление российских капиталистов максимизировать прибыль, приводит к созданию искусственных условий для роста цен. И проверять надо не только ритейлеров, которые часто создают драконовские условия и закладывают скрытые выплаты, чтобы заработать больше, а показывать наценку ниже, но и производителей, — считает он.
— После прошлого роста цен, по интернету ходили видео с огромными свалками уничтоженных яиц. Аналогично может происходить и с овощами. И это делают для того, чтобы уменьшить количество продуктов на рынке, так как при капитализме работает закон спроса и предложения: чем ниже предложение, при том же или растущем спросе, тем выше цена.
Источник: svpressa.ru