Глава российского МИД Сергей Лавров провёл параллель между ситуациями на Ближнем Востоке и на Украине. В интервью для документального фильма RT «Мосты на Восток» министр констатировал, что в обоих регионах западные страны пытаются спровоцировать большую войну. Лавров также подчеркнул, что Россия долгое время была готова к диалогу по Украине, однако Киев раз за разом доказывал свою полную недоговороспособность, а сейчас речь о дипломатическом урегулировании не идёт.
— Пока на Ближнем Востоке удаётся как-то балансировать. Какова вероятность, что ситуация и продолжающаяся эскалация могут перерасти просто в большую войну между Ираном и Израилем с вовлечением соседних стран?
— Создаётся впечатление, что единственный, кто хочет такого развития событий, — это Израиль. Наверное, правительство этой страны, которое сейчас сложилось довольно политически жёсткое, особо и не скрывает, что они хотят воспользоваться этой ситуацией, чтобы раз и навсегда попробовать решить все проблемы и с ХАМАС, и с «Хезболлой», и с проиранскими группировками в Сирии и Ираке. И, как вы сейчас сказали, с самим Ираном.
Иран категорически не хочет поддаваться на провокации, втягиваться ни в какие широкомасштабные боевые действия, но его пытаются провоцировать. Убийство политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране на церемонии вступления в должность нового президента — это, конечно, провокация.
Тогда Иран не стал реагировать, но заявил, что оставляет за собой это право, потому что были нарушены его территориальная целостность, суверенитет — сознательно был ликвидирован гость правительства Исламской Республики Иран.
Когда Иран заявил, что оставляет за собой это право… Американцы начали его уговаривать: мол, «может быть, не надо». Уже и Макрон, и другие деятели Евросоюза стали говорить, что они призывают Иран… Всё уже перевернули с ног на голову. Уже не Израиль надо успокаивать, чтобы он больше не совершал политических убийств, а надо, чтобы Иран это «проглотил» и был готов, может быть, к дальнейшим ситуациям, когда его будут подталкивать к необдуманным шагам, а он должен молча всё это «усваивать».
Вижу интересную параллель. Владимир Зеленский (тоже как полностью контролируемый Соединёнными Штатами) хочет примерно того же. Только уже вокруг Украины сделать всё, чтобы развязать здесь большую войну. Чтобы самому отступить в сторону — и за него стали бы воевать американцы и другие натовцы. Похожая ситуация, когда хотят спровоцировать большую войну на Ближнем Востоке и на прилегающей к нам территории. Сейчас часть Курской области находится под контролем нацистского режима Зеленского с оружием, поставленным ему натовцами…
Возвращаясь на Ближний Восток, мы должны при всей сложности (а некоторые говорят, при всей безнадёжности ситуации), учитывая исторический опыт, когда долгими-долгими десятилетиями наступали на те же грабли: вроде бы договаривались об урегулировании палестинской проблемы не раз и не два. Я сам был участником создания дорожной карты, которую написали Россия, США, ООН и Евросоюз. Она была одобрена Советом Безопасности в 2003 году и предполагала создание полноценного палестинского государства в течение года.
Всё было прописано по шагам и по месяцам. Прошло столько времени, а никакого государства никто не создаёт. Учитывая этот исторический опыт, многие считают бесполезным заниматься дальнейшей политикой и дипломатическими усилиями. Но в этой ситуации альтернатива — только та же самая война. Поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки, необходимо продолжать усилия, настаивая на том, что должны выполняться решения Совета Безопасности ООН.
Это ещё один пример, когда Запад при всех своих «заклинаниях» о том, что нужно выполнять Устав ООН, уважать суверенитет, территориальную целостность различных государств, проявляет лицемерие и двойные стандарты. Если вы уважаете суверенитет, то палестинское государство по решениям Совета Безопасности должно быть создано именно на основе своей территориальной целостности, в тех границах, которые записаны в решении, и обладать суверенитетом.
Палестинцам сейчас пытаются подсунуть какой-то эрзац, нечто вроде замкнутых, контролируемых Израилем по внешнему периметру границ анклавов. Уверен, что это не приведёт ни к чему хорошему.
— Недавно вы сказали, что Зеленский никогда бы не решился на вторжение в Курскую область без приказа США. Чего пытается добиться Запад такими действиями, а также накачкой Украины всё новым вооружением и наёмниками? И ещё. В прессе появляются сообщения о предполагаемой замене Зеленского. Если это произойдёт, будут ли возможны переговоры с Киевом?
— Что касается того, какая была цель у тех, кто организовал провокацию в Курской области, вторжение нацистских подразделений с большим количеством наёмников, а может быть, и не наёмников, а кадровых военнослужащих… Там уже зафиксирована иностранная речь. Мне трудно судить о том, какая была задумка в этой ситуации, потому что у наших западных коллег изощрённые мозги. Они иногда всё так по-своему выворачивают, а потом ничего из этого не получается.
Какая была задумка вторжения в Афганистан? Уничтожить террористов. Чем это закончилось? Провалом и позорным бегством. Какая была задумка вторжения в Ирак? Уничтожить оружие массового поражения. Оказалось, что его там нет. Иракское руководство, парламент уже несколько лет просят американцев вывести остатки своих вооружённых контингентов. Но США, как страна, «уважающая суверенитет независимых стран — членов ООН», не хотят оттуда уходить. В итоге их оттуда попросят.
Или Ливия. Разрушили государство, которое было в социально-экономическом плане самое благополучное в регионе. Почти бесплатный бензин, образование, в том числе и за границей. Что сейчас с Ливией стало?
Какую цель и замысел они ставили, очень трудно судить. Но сейчас политологи это обсуждают. И даже Зеленский сказал (у него иногда проскакивают признания по Фрейду), что им это будет нужно для последующих обменов. Поэтому, мол, и пленных наберёт, и квадратные километры захватить хочет. Это так простодушно и наивно.
Мы свою территорию ни с кем не обсуждаем. Переговоров про свою территорию не ведём. Готовы обсуждать пресечение преступных действий, которые предпринял киевский режим после госпереворота. Он стал бомбить собственные города, потому что их жители отказались признать результат путча. Эти люди восстали против решения пришедших к власти боевиков запрещать русский язык во всех сферах жизни. Они были объявлены террористами. Для того чтобы это пресекать, мы были готовы на переговоры.
Мы их вели, они завершились минскими договорённостями, которые, как это уже публично было объявлено, никто и не собирался выполнять. Надо было выиграть время, чтобы накачать нацистский режим, продолжавший душить всё русское, оружием для войны против России. Для защиты прав этих людей, истории, наследия их предков, языка, религии и культуры мы были вынуждены признать ДНР и ЛНР и встать на их защиту в соответствии с их просьбой и со статьёй 51 Устава ООН. Но до того момента мы были готовы на переговоры. Поддержали переговоры, приведшие в феврале 2014 года к подписанию договорённостей между Виктором Януковичем и оппозицией. Оппозиция их наутро разорвала и устроила кровавый государственный переворот.
Если бы они были выполнены, то Украина сейчас была бы в границах 1991 года, о которых Зеленский мечтает. Крым тоже был бы в этих границах, если бы не было госпереворота. Если бы год спустя, в феврале 2015-го, украинское руководство и поддерживавшие его Франция и Германия выполнили минские договорённости, Украина была бы в границах 1991 года, но по понятным причинам уже без Крыма.
Если бы в апреле 2022 года Украина выполнила то, о чём мы договорились в Стамбуле, и не послушалась Бориса Джонсона, запретившего ей это делать, Украина сейчас тоже была более-менее в границах 1991 года. Минус Крым и значительная часть Донбасса.
Но каждый раз украинцы доказывали свою полную недоговороспособность. Запад доказал, что Украина нужна ему только для того, чтобы «делать России больно», раздражать и воевать против нашей страны. Все эти договорённости Западу не нужны. С каждым разом, когда согласованные документы были саботированы, Украина теряла всё больше.
Президент России ещё полтора года назад касался темы возможных переговоров. Он сказал, что мы не против. Это давно было. Через полгода после начала специальной военной операции он сказал, что мы не против переговоров. Но те, кто против, должны понимать, что чем дольше они тянут, тем труднее будет договариваться.
В Стамбуле меньше чем через месяц после начала нашей специальной военной операции было очень легко договориться. Украина этого не хотела, потому что не до конца достигла своей цели постоянно измождать Россию.
Уверен, что про Курскую область даже говорить не о чем. 14 июня 2024 года президент, выступая в Министерстве иностранных дел, сказал, что мы готовы урегулировать ситуацию на основе реалий. Реалий на земле. В Конституции РФ чётко записано, что у нас теперь, кроме Крыма, есть ещё четыре новых субъекта Федерации: ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонская область.
Никакой речи о том, чтобы Украина вступала в НАТО, быть не может. Это не то что красная линия, это невозможно. Те, кто пытается нам предъявлять «развязки» (мол, оставить Украине то, что у неё сейчас есть, взять остатки в НАТО — и всё будет хорошо), — фантазёры и провокаторы. Наша позиция ясна.
— То есть при соблюдении этих условий возврат к теме переговоров возможен?
— Сейчас речь о переговорах не идёт. Президент неоднократно об этом говорил. Тем, кто делает заявления, намекая, что Россия «отталкивает» переговоры, а Украина к ним готова, Владимир Путин много раз уже советовал, чтобы они сами сказали Зеленскому (когда он бывает в здравом уме), чтобы он отменил свой декрет, запрещающий вести переговоры. На днях была министерская встреча Евросоюза. В последнем выступлении Жозеп Боррель сказал, что нет другой альтернативы для переговоров, кроме «формулы Зеленского».
Я думал, что они имеют хоть какое-то образование, что у них есть понимание, как надо проводить политику, исходя из реальности. Это тупик. Понятно, что Боррелю сейчас хочется остаться в истории как самому главному русофобу в Европе. Он уходит со своих постов. Но либо это дилетантизм, либо уже безумие, которое подменило разум дипломатов и политиков на Западе.
Источник: russian.rt.com