Сергей Никитин 20 лет руководил средней школой в селе Бикмурзино Пензенской области. Когда началась спецоперация, ему было 55 лет. Но он решил, что не может остаться в стороне, записался добровольцем и ушёл служить в разведку. 1 октября 2022 года подразделение Сергея Никитина попало в окружение. Он прикрывал отход отряда, был ранен и, чтобы не попасть в плен, подорвал рядом с врагом гранату. За подвиг он был посмертно награждён орденом Мужества. Выпускники школы выступили с инициативой присвоить учебному заведению имя Сергея Никитина. Его сын Анатолий Никитин, также военный, рассказал RT, каким был его отец и как отзывались о нём сослуживцы.
— Как ваш отец в 55 лет оказался на СВО?
— Я отвечу словами отца, которые передали нам его боевые товарищи: «Какой же я патриот и что я буду рассказывать младшему поколению, когда я не знаю о боевых действиях ничего, если я своими глазами не видел, что там происходит?» Уже после гибели отца его сослуживцы часто приезжают к нам в гости. Отец ушёл на фронт ещё до начала частичной мобилизации. Когда к нам в село пришёл первый «груз 200», он воспринял это как личное несчастье. И при содействии нашего районного военкомата он записался добровольцем.
— Чем занимался ваш отец в мирной жизни?
— В 1992 году он окончил педагогический институт и четверть века отдал Бикмурзинской средней школе. Первые годы преподавал физическое воспитание и основы безопасности жизнедеятельности. Потом стал директором школы и руководил ею до 2016 года. Когда начались реорганизация и укрупнение, отец принял решение выйти на пенсию. Но продолжал работать с детьми — занимался патриотическим воспитанием школьников и подростков.
— Кем служил ваш отец?
— Он ушёл снайпером в группу разведки добровольческого батальона «Орёл». Позывной у него был Никита. Когда отец был учителем, то учил детей стрельбе в школе. И когда проходило его обучение перед отправкой на ЛБС, он на уровне молодых ребят показал лучший результат на стрельбище. У него также была прекрасная физическая форма: он всю жизнь занимался физическим воспитанием — и когда был учителем, и уже директором школы.
У него было две командировки. Его сослуживцы рассказывали, как 19 мая он с бойцами его подразделения попал под артобстрел. Они укрылись в подвале и вдруг услышали крики о помощи. Отец выскочил из укрытия, бросился на помощь и вытащил из-под огня раненого бойца с позывным Зуб. Потом он оказал ему первую помощь и обеспечил его эвакуацию.
5 июня 2022 года отец с группой прикрытия в Харьковской области под сильным артиллерийским огнём во время танкового прорыва противника поддерживал работу штурмовой группы. Я зачитаю вам, что сказано в документе на представление к медали «За боевые отличия»: «В результате слаженных действий обеспечили безопасный проход штурмовой группе для выполнения поставленных задач. Были захвачены образцы иностранного вооружения, а именно противотанковые и противопехотные гранатомёты производства Германии, Британии, США и Польши. Данные образцы вооружения были переданы МО РФ. Во время проведения операции проявил мужество, героизм и отвагу».
Как сообщил мне командир группы, передавший этот документ, 16 человек тогда были представлены к наградам. Но представление, видимо, где-то в штабах затерялось.
— Как погиб ваш отец?
— Он вернулся домой после первого контракта, но не смог усидеть на месте. Говорил, что нет ему покоя, когда вспоминает благодарные глаза спасённого Зуба. Считал, что должен помогать молодым, подставлять плечо.
1 октября 2022 года он в составе своего подразделения выполнял боевую задачу в ДНР. Они попали в окружение. Отец принял решение прикрывать отход своего отряда. Остался один, был ранен. И чтобы не попасть в плен, когда к нему подступили враги, он подорвал гранату рядом с ними.
За этот подвиг он был посмертно представлен к ордену Мужества.
— Как увековечено имя вашего отца?
— Его имя присвоили отряду юнармейцев, а в Неверкинской средней школе, где он учился, открыта парта героя. Кроме того, его выпускники, общественная организация «Союз добровольцев Донбасса» и мы, его семья, обратились к администрации Пензенской области с просьбой о присвоении имени Сергея Никитина средней школе в Бикмурзине, где он столько лет работал директором.
— Как много выпускников подписали обращение и что им ответили?
— Больше 350 его учеников и выпускников бикмурзинской школы разных лет написали обращение. Однако им ответили, что в Неверкинском районе, где находится школа, 23 погибших участника СВО и четверо из них награждены орденом Мужества. Это были данные на начало 2024 года. А также написали следующее: «На сегодняшний день принято решение до окончания СВО не присваивать образовательным учреждениям имён погибших воинов». С чем это связано, я не знаю. В Москве — я читал, что есть примеры, когда школе присвоено имя её погибшего директора.
— Где вы учились и чем сейчас занимаетесь?
— Мы с сестрой окончили школу в Бикмурзине, которой руководил отец. Никаких поблажек у нас не было. Напротив, с нас драли три шкуры. После школы я окончил Пензенский политехнический институт и отправился на срочную службу, после которой заключил контракт. Сейчас мне 33 года, я военнослужащий. У меня есть сестра, она на пять лет младше, замужем тоже за военным.
Источник: russian.rt.com