Готова ли Россия согласиться на гипотетическую сделку с «Грузинской мечтой»?
Грузия найдет в себе силы извиниться перед осетинами за войну, которую в 2008 года развязал бывший лидер страны Михаил Саакашвили в 2008 году, заявил основатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.
«Мы найдем в себе силы, чтобы извиниться за то, что согласно заданию, предатели из „Национального движения“ в 2008 году развязали войну с нашими осетинскими братьями и сестрами», — сказал он.
По его словам, основой христианской веры является прощение и поэтому он уверен, что противостояние завершится историческим прощением и искренним примирением. Однако, добавил, он, в случае победы на парламентских выборах правящей партии, все виновные в организации войны 2008 года будут привлечены к ответственности.
Как это понимать? Предвыборный ход? На кого он рассчитан? Как общество это воспримет? Оппозиция уже подвергла его беспощадной критике…
Или давно циркулируемые слухи о том, что «Грузинская мечта», чтобы сохранить власть, может предложить России «федерализацию» (с Абхазией и Южной Осетией) в обмен на нейтральный статус, а то и вовсе вхождение в ОДКБ и размещение российских военных баз — не просто слухи?
— В первую очередь, это «камень в огород» сторонников экс-президента Михаила Саакашвили, стремление напомнить о неудачной для Тбилиси «Пятидневной войне» 2008 года, произошедшей при этом руководителе, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Кроме того, это еще одно напоминание об обещаниях правящей партии «Грузинская мечта» вернуть Абхазию, а также Южную Осетию (в грузинских официальных документах последняя фигурирует как «Цхинвальский регион») в состав Грузии мирным путем. Скажем, премьер Ираклий Кобахидзе в мае 2024 года заявлял, что «наша грузинская мечта в том, чтобы жить в объединенной и сильной Грузии к 2030 году вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами».
Тема утраты Грузией контроля над Абхазией и Южной Осетией остается в актуальной повестке. Так, по данным опроса, проведенного с 29 августа по 8 сентября 2024 года среди грузинских респондентов сотрудниками Edison Research по заказу оппозиционного телеканала Formula, 17% опрошенных назвали эту тему среди значимых проблем. Впрочем, чаще опрошенные называли среди наиболее проблемных тем социально-экономические сюжеты, например, высокие цены (31%) и безработицу (27%).
Вряд ли в руководстве «Грузинской мечты» всерьез рассчитывают, что обещания добиться мирного возвращения под контроль Тбилиси Южной Осетии и Абхазии принесут ей новые голоса на ближайших парламентских выборах. Тем более, что, если считать с момента победы в парламентской гонке в октябре 2012 года блока «Грузинская мечта-Демократическая Грузия» и формирования через несколько недель после этого правительства Бидзины Иванишвили, эта команда у власти уже почти 12 лет.
А избиратель, как правило, более скептически относится к возможности каких-то принципиально новых достижений в вопросах, по которым ранее не было реальных подвижек, от партии, которая длительное время находится у власти.
Так что, скорее, это именно намерение вновь напомнить о просчетах Михаила Саакашвили.
«СП»: Оппозиция уже подвергла инициативу Иванишвили яростной критике и, очевидно будет раскручивать тему «сдачи властями страны России». Не ударит ли это по самой ГМ?
— Руководство «Грузинской мечты» такие риски наверняка понимало. Но, все же, «ястребы», рассчитывающие на возможность когда-нибудь вернуть Абхазию и Южную Осетию под контроль Тбилиси именно военным путем к базовому электорату «Грузинской мечты» не относятся.
Кроме того, вероятно, в «Грузинской мечте» рассчитывают, что пусть ее избиратель может и не надеяться всерьез на возвращение Южной Осетии и Абхазии, электорат именно этой партии и в принципе заметную часть умеренных может пугать перспектива нового военного конфликта с Россией в случае прихода к власти в Тбилиси «ястребов». То есть, правящая партия рассчитывают дополнительно расшевелить своего избирателя, по принципу «Грузинская мечта» или будет хуже". При этом раздражение оппозиционной среды там могут рассматривать как часть приемлемого уровня риска.
«СП»: А чего Иванишвили хочет этим добиться от Осетии (и, очевидно, Абхазии). Там кто-то поверит в его искренность?
— Вряд ли Бидзина Иванишвили надеется, что эти заявления как-то повлияют на общественность или руководство Абхазии и Южной Осетии. Стоит повториться, что в первую очередь — это часть внутриполитической полемики в самой Грузии.
«СП»: К слову, слухи о том, что ГМ может предложить Москве федерализацию Грузии (размен Абхазии и Южной Осетии на ОДКБ и российскую базу с отказом от НАТО) в той же Абхазии циркулируют не первый год. Кто и зачем их запускает? Или это прощупывание почвы?
— «Грузинской мечте» такие слухи скорее выгодны, чем нет, по принципу «если кто и договорится с Россией, то именно мы». Хотя и для этой партии в распространении таких слухов есть элемент риска — все же, эта политическая сила никогда не заявляла об отказе от курса на вступление в ЕС и НАТО.
Ранее долгие годы «Грузинская мечта» ориентировала своего избирателя именно на сближение с западными структурами при одновременном прагматичном взаимодействии с Россией, но никак не на разрыв с западными игроками. Поэтому, если подобные слухи «Грузинская мечта» попытается обыграть в ближайшее время, то вряд ли будет делать упор на возможность вступления в ОДКБ.
— Удивительным выглядит тот факт, что в российском телеграмме многие чуть ли не с ликованием восприняли обещание Иванишвили извиниться перед осетинами: «Грузия наша», «Сможет ли Россия пересобрать федеративную Грузию», «Прекрасный пример для России и Украины» — пишут во вполне патриотических каналах, — отмечает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Позвольте, с чего это Грузия вдруг наша? «Грузинская мечта» не отказывается ни от евроинтеграции (даже вся её символика скопирована с ЕС), ни от поддержки Украины, ни от антироссийских голосований в международных структурах. Разве что воевать больше не хотят, 2008-ой год всё-таки даром не прошел. Не отказались и от планов реванша в отношении Абхазии и Южной Осетии, просто избрана тактика не прямого противостояния, которую попытался применить Михаил Саакашвили и получил по зубам, а удушения в объятьях. Подобно тому как типа «пророссийский» президент Молдавии Владимир Воронин в свое время пытался подчинить Приднестровье, чего едва не произошло в середине нулевых годов при поддержке Кремля. К счастью, подписание так называемого меморандума Козака в последний момент сорвалось и ПМР сохранила независимость. Воронин же благополучно сменил вектор на противоположный.
С «примером для России и Украины» ещё веселее. То есть предлагается что? Чтобы преемник Владимира Зеленского извинился перед жителями Донбасса ради возвращения Донецка с Луганском под власть Киева?
Как показывает практика, твердый результат войн — это всегда земли и люди. Никакие рыхлые структуры, типа той же ОДКБ, никакие извинения и обещания не работают. Всё легко отыгрывается назад. Был результат успешной для нас Пятидневной войны, когда Россия признала Абхазию и Южную Осетию. Их жители получили российские паспорта, по факту республики попали в ореол Русского мира, осетины-кударцы и абхазы воюют за нас на Украине. Так что этот результат не должен пересматриваться ни при каких обстоятельствах, как и в случае с Приднестровьем.
Источник: svpresa.ru