Германия пытается найти замену российским ресурсам, но без согласия РФ схемы с Казахстаном не выгорят
15 сентября канцлер Германии Олаф Шольц впервые посетил Узбекистан с официальным визитом. 16 и 17 сентября немецкий лидер продолжил свое первое центральноазиатское турне в Казахстане, где должен не только провести переговоры с руководством страны, но и принять участие в саммите государств Центральной Азии в формате «С5+1» с Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном.
В Германии визит Шольца называют жестом поддержки «стратегического регионального партнерства», провозглашенного год назад в Берлине. Эксперты же считают, что основная цель тура — поиск дополнительных источников поставок углеводородов.
После того, как Евросоюз отказался от российской нефти, спрос на среднеазиатские углеводороды в ЕС вырос. В прошлом году в Германию впервые было поставлено порядка 1 млн т нефти по транспортным системам «КазТрансОйла» и «Транснефти».
Большая часть этого объема поставляется по нефтепроводу «Дружба», сырье идет по ветке Атырау — Самара, а затем до черноморского порта Новороссийск и балтийского терминала Усть-Луга.
За пять месяцев этого года объем поставок составил около 500 тыс. т. В 2025 году Казахстан планирует поставить в Германию 1,2 млн тонн «черного золота». Хотя немцы надеялись, что речь будет идти хотя бы о трех миллионах. Но пока договориться об этом не удалось, возможно, Шольц привез более интересные предложения, чтобы задобрить Астану.
Более сложный вектор переговоров — газ. Европа давно присматривается к среднеазиатскому газу, но чисто логистически получить его непросто. Вариантов доставлять газ в сжиженном виде на танкерах нет, а строить новые трубопроводы с учетом грядущего энергоперехода явно не выгодно. Остается только один маршрут через все ту же Россию по трубе «Средняя Азия — Центр».
Учитывая, что Украина не будет продлевать транзитный контракт на поставку российского газа в конце этого года, теоретически Берлин мог бы сделать «финт ушами» и договориться о поставках якобы казахстанского газа, который на самом деле будет все тем же российским сырьем под другой вывеской.
Тем более, что Киев уже говорил о том, что не против транзита из других источников. Но, как считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, такой вариант, может, и устроил бы Берлин, вот только России он ни к чему, а без ее участия эта схема невозможна.
— Речь во время этого визита скорее пойдет о нефти. Еще с 2022 между Казахстаном и Германией идут переговоры, чтобы они поставляли нефть по «Дружбе» на немецкие НПЗ. С 1 января 2023 года Германия прекратила импорт российской нефти по этому нефтепроводу, хотя это не запрещено санкциями. Еще до этого Берлин начал вести активные переговоры с Казахстаном и говорил, что поставки могут достигнуть 3 млн тонн в год (хотя Россия поставляла им чуть больше 10 млн тонн).
Но в итоге Казахстан за весь 2023 год поставил только около миллиона тонн. Отмечу, что Россия ничего не блокирует, она спокойно пропускает нефть. Казахстан через Россию всегда качал довольно много, только по системе «Транснефти» это около 15−17 млн тонн в год. Но эта нефть в основном нефть на Усть-Лугу и продается Балтийским странам. А из Новороссийска сырье идет в Средиземное море.
Проблема в том, что у Казахстана есть давние клиенты на Балтике, и Германия должна предложить очень хорошие условия, чтобы он сократил продажи и перенаправил эти объемы на Германию. Может, сейчас Берлин готов пересмотреть условия и что-то еще предложить Казахстану.
«СП»: Могут ли стороны обсуждать не только нефть, но и поставки газа?
— По газу из России в Европу остались только два газопровода в рабочем состоянии, и они полностью загружены. Это труба через Украину, судьба которой с 2025 года непонятна, и транзит через «Турецкий поток», мощности которого загружены на 100%.
Кроме того, Узбекистан — это страна, которая стала из экспортера газа импортером, в прошлом году «Газпром» начал поставлять туда газ. Чисто физически труба «Средняя Азия — Центр» из этих республик к нам сейчас используется с севера на юг. «Газпром» качает газ транзитом через Казахстан в Узбекистан для их нужд. В обратном направлении пока качать газ невозможно. Возможно, немцев интересуют не столько ресурсы Узбекистана, сколько транспортные коридоры в треугольнике Европа — Центральная Азия — Китай. Потому что по энергетике никаких очевидных историй нет.
Что касается Казахстана, он свои излишки, которые бывают летом, продает в Китай, после этого газа у них не остается. Поэтому даже если рассматривать сценарий обмена газа, непонятно, чем и как можно поменяться, даже виртуальными своповыми операциями.
«СП»: Может ли речь идти о поставках российского газа под биркой среднеазиатского? Может быть, Шольц готовит почву для этого?
— Чисто гипотетически, можно рассмотреть вариант, что «Газпром» формально будет часть своего газа отдавать Казахстану или Узбекистан на границе России и Украины, а потом продавать его транзитом в Европу.
Аналогичный объем газа эти страны будут отдавать нам на границе с Китаем. Эта схема могла бы работать, но все упирается в то, что у самого «Газпрома» есть долгосрочные контракты с европейцами, а у среднеазиатских стран есть контракты с Китаем. С ними-то что делать?
Если бы азиатские страны могли нарастить объем добычи, это было бы возможно. Но пока что физически у них это не получается. Все, что они добывают, идет в Китай, а Узбекистану и самому не хватает. Не берусь сказать, какие обменные операции они смогли бы проводить.
«СП»: А если они эту добычу нарастят «на бумаге», чисто формально?
— Тогда непонятно, зачем это «Газпрому». Ну, не будут прокачивать украинцы наш газ, «Газпром» просто объявить форс-мажор, у европейцев на какое-то время подскочит цена. Сами виноваты, пусть говорят с украинцами о том, почему они не хотят качать наш газ. Зачем «Газпрому» нужны посредники?
Вот если бы Украина согласилась открыть южный маршрут транзита газа через свою территорию, там можно было бы пустить среднеазиатской газ, который был бы азиатским чисто виртуально, а на самом деле представлял собой сырье «Газпрома». На первый взгляд, это могло бы быть выгодно для нас. Но, опять же, долгосрочных контрактов с европейцами у «Газпрома» полно. Если бы Украина открыла южный маршрут для прокачки, логично было бы, чтобы «Газпром» же его и загрузил. Как ни крути, не понимаю, как могут центральноазиатские страны быть посредниками в этой ситуации.
Эксперт по энергетике Алексей Анпилогов считает, что немцев интересуют не только среднеазиатские нефть и газ, но и другие ресурсы, например, уран.
— Европа давно интересуется азиатским газом. Как минимум десяток проектов газопроводов в прошлом подразумевал обход территории Российской Федерации через южные сопредельные страны, такие, как Грузия, Азербайджан. Дальше были варианты тянуть газопроводы через Армению, потом Иран или Турцию с последующим выходом на средиземноморский рынок или прямо на территорию ЕС через материковую Турцию.
Сейчас все эти проекты отложены на длительную перспективу. Их преследовало большое количество как политических, так и экономических проблем. Последние несколько лет Евросоюз активно вкладывается в терминалы СПГ, а трубопроводные проекты финансируются по остаточному принципу. Но в целом идея по переброске газа из Средней Азии на европейский рынок, минуя Россию, до сих пор привлекает немало компаний как в самой Средней Азии, так и за ее пределами. Поэтому она периодически возрождается.
«СП»: И какие-то из этих проектов Шольц может обсудить во время визита?
— У визита Шольца есть и ряд других задач. Казахстан и Узбекистан — это не только нефть и газ, но и залежи урана, и других промышленных материалов, особенно в районе Памирской складчины. Есть масса вещей, которые Средняя Азия может предложить миру, в том числе в качестве дешевых ресурсов для немецкой и европейской промышленности.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Источник: svpressa.ru