Замедление темпов промышленного производства — это нормально?
Темпы роста промышленного производства России в 2025 г. замедлятся вдвое — до 2% после 4%, которые ожидаются в 2024 г., сообщил РБК со ссылкой на макропрогноз на период до 2027 г. (базовый вариант), подготовленном Минэкономразвития.
Сильное замедление ожидается в обрабатывающем производстве, на долю которого приходится более половины в общепромышленном индексе — с 7% прироста в 2024 г. до 2,9% в 2025-м. В Минэкономразвития при этом подчеркнули, что «прогноз не является самосбывающимся документом».
Ведомство, возможно, страхуется и не хочет заранее брать ответственность за более высокие темпы роста, отметил экономист Андрей Бунич. По его словам, в прогнозах в 2022—2023 годах показатели были ниже значений, которые позже фиксировались в реальности.
К примеру, в сентябре 2023-го Минэкономразвития предсказывало, что ВВП России по итогам 2023 г. увеличится на 2,8% (ранее ожидалось еще меньше — 1,2%), но в результате оказалось, что российская экономика выросла на 3,6%.
В снижении темпов роста промышленного производства ничего катастрофического нет, отметил Бунич, предположив, что это может быть связано с ограничениями финансовой системы России, которая пока не готова поддержать экономический подъем.
Нужно активное кредитование многих отраслей и секторов. «Надо исходить из того, что финансовая система может заранее отразить необходимые изменения, определенные ожидания экономических агентов», — подчеркнул аналитик.
Впрочем, по его словам, сейчас постепенно идет изменение финансовой системы, а во всех отраслях тренд положительный. Если принимать во внимание мировую конъюнктуру, то в случае начала общемирового кризиса, он отразится на России в меньшей степени, так как страна фактически выключена из мировой финансовой системы, рассказал Бунич.
Замедление темпов промышленного производства — это нормально. Во-первых, оно происходит на фоне жесткой денежно-кредитной политики, напомнил директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов. 13 сентября ЦБ поднял ключевую ставку до 19% годовых, что означает удорожание кредитов, влияющее на промышленность. «В сфере строительства, которая зависит от ипотеки, изменение транслируется в производство стройматериалов и другие сектора экономики», — отметил он.
Вторым фактором выступает снижение добычи нефти, поскольку Россия выполняет свои обязательства в ОПЕК+. Так, согласно основным параметрам макропрогноза Минэкономразвития, о которых стало известно в апреле, добыча нефти с конденсатом в 2024 г. упадет с 529,6 млн тонн до 523 млн тонн. В 2025-м, правда, ожидается рост до 530 млн тонн.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что главным внутренним риском для базового экономического прогноза являются исчерпание доступных производственных мощностей и рабочей силы. Если посмотреть на безработицу (в июне ее уровень среди россиян старше 15 лет составил 2,4%, обновив исторический минимум) и темпы роста зарплат (в 2024 г. средняя номинальная вырастет на 16%), становится очевидно, что экономике не хватает рабочих рук, подчеркнул Салихов. По его словам, для работников это хорошо, но с точки зрения экономики означает, что издержки растут, и это уже сам по себе ограничивающий фактор.
Аналитик отметил, что в сфере закупок оборудования есть проблемы, связанные не с чисто экономическими причинами, а с санкциями, оплатой поставок из-за рубежа и т. д. «Это все по сути влияет на экономику, в какой-то степени не дает поддерживать сверхвысокие темпы роста».
По подсчетам эксперта, в 2024 г. ВВП прибавит 3,5−4%, что представляется очень хорошим показателем. Экономика сейчас растет быстрее потенциального уровня, и логично ожидать, что в следующем темпы показатели будут снижаться (до 2,5%).
В 2026—2027 годах ожидается постепенное выравнивание. Экономика России не может расти постоянно по 4%, так как рабочая сила пока убывает в силу разных причин, в том числе из-за демографии, объяснил Салихов.
Рост промышленного производства обязательно замедлится, особенно на фоне высокой базы текущего года, подчеркнул главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров. «Нет возможности экстенсивного увеличения выпуска, а интенсивный рост требует больших усилий».
Также, согласно прогнозу Минэкономразвития, темпы роста производства компьютеров, электронных и оптических изделий сократятся в 2025 г. до 2,5% с нынешним 29,7% и 36,2% в 2023-м. Салихов пояснил, что этот сектор промышленности в России довольно небольшой, и высокие показатели роста могли быть связаны с запуском какого-то крупного производства.
Источник: svpressa.ru