Наука«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития...

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

Импортозамещение в сфере промышленного дизайна — это долгий процесс. Об этом в интервью RT заявил промышленный дизайнер, директор центра дизайна и инноваций «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимир Пирожков. Он отметил, что России на данный момент сложно конкурировать с другими странами в области промышленного дизайна. Однако введённые западные санкции могут стимулировать развитие этой сферы и подтолкнуть отечественных специалистов к разработке собственного продукта. Пирожков также рассказал, в каких отраслях отечественной промышленности востребован такой дизайн. Отдельное внимание он уделил промышленному дизайну автомобилей и рассказал о перспективах развития этой отрасли.

— Что такое промышленный дизайн и насколько он востребован сегодня в России и в мире? Какие основные тренды в этой области вы могли бы выделить?

— Промышленный дизайн — это процесс проектирования, создания эстетичного внешнего вида массово производимого продукта. Промышленный дизайн очень востребован в мире. 

Обычно промышленный дизайн представлен в B2C-сегменте (коммерческие взаимоотношения между организацией и частными лицами. — RT). Однако в России эта область была всегда частью сегмента B2G (отношения между бизнесом и государством. — RT). Рядовому потребителю важно, как выглядит тот или иной бытовой предмет или электронная техника. Государству же нужно, чтобы техника была дешевле и дольше работала, поэтому промышленный дизайн в нашей стране не был востребован таким заказчиком. Владельцы частных компаний-производителей, которые вкладываются в промышленный дизайн продукта, получают большую прибыль, чем те, кто не уделяет внимания этому фактору.

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

Частные компании-производители в России, возможно, в состоянии конкурировать с иностранными, но государственные пока не могут из-за нежелания вкладывать средства в развитие продукта и его глобальную конкурентоспособность.

Сегодня основные мировые тренды в промышленном дизайне — это проекты, созданные из экологичных материалов высокого качества и с лаконичными формами.

— В каких отраслях российской промышленности используется такой дизайн? Как развивается эта сфера деятельности с учётом введённых ранее санкций?

— Российский промышленный дизайн востребован в судостроении, автомобилестроении, в медицинской и бытовой технике и т. д. Компания «ГАЗ» серьёзно вложилась в дизайн своих изделий, начиная от «Уралов» и заканчивая «Газелями». Например, дизайнеры разрабатывают унифицированные лобовые стёкла и форму дверей для разных автомобилей. Достаточно плотно промышленные дизайнеры сотрудничают с компаниями — производителями железнодорожного транспорта. Так, «Трансмашхолдинг» уделяет внимание изменению дизайна линейки подвижного состава. 

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

По моему мнению, из-за введённых санкций ситуация для отечественных промышленных дизайнеров изменилась в лучшую сторону. Теперь зарубежной продукции на российском рынке будет меньше. Надеюсь, что будет развиваться собственное производство товаров, которые в будущем заменят иностранные аналоги. Для такой продукции нужен будет и качественный отечественный дизайн. Ведь человек привык к хорошему продукту. Но чтобы исправить сложившийся дисбаланс в дизайне отечественной и зарубежной продукции, нужно время.

— Сегодня многие зарубежные автомобильные компании либо ушли с российского рынка, либо передали свои активы российским представителям. Как на уход иностранных компаний отреагировали отечественные специалисты в области промышленного дизайна автомобилей? Как, по вашему мнению, будет проходить процесс импортозамещения в области автодизайна?

— Все дизайнеры по-разному отнеслись к уходу автомобильных промышленных гигантов. Многие сейчас работают за рубежом, поэтому для них это не проблема. Те, кто работает в России, постараются сотрудничать с российскими производителями или перейдут в другие компании.

Что касается импортозамещения, то это долгий процесс.

К сожалению, даже нашумевший «Москвич», скорее всего, пока будет производиться из китайского машинокомплекта. Свою оригинальную модель создать достаточно сложно, для этого нужно развивать собственный инжиниринг, технологии и развитую систему качественных поставщиков. А это время и мощные инвестиции. Государству нужно будет плотно заниматься этим вопросом и активно финансировать отечественные проекты, если Россия хочет стать конкурентной в легковом автомобилестроении. В коммерческом и грузовом транспорте у нас более-менее порядок благодаря компаниям «ГАЗ» и «КамАЗ».

— А как обстоит ситуация с иностранными дизайнерами автомобилей на российском рынке?

— Иностранные дизайнеры ушли. До недавнего времени руководителем по дизайну Lada был англичанин Стив Маттин. Под его руководством российской командой был создан абсолютно новый дизайн линейки Lada Vesta, X-Ray и «Нивы» следующего поколения.

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

Пока мы не можем заменить иностранных специалистов. К тому же очень многие российские дизайнеры уехали работать за границу в крупные компании. Этот тренд, как ни странно, продолжается. Люди уезжают в Японию, Германию, Италию, Францию, Америку, Китай и т. д. В России такие специалисты пока не востребованы.

Думаю, что как иностранные специалисты, так и высококонкурентные российские вернутся, когда будет возобновлено финансирование отечественных проектов.

— Каких наиболее известных российских промышленных дизайнеров вы могли бы назвать?

— Сергей Смирнов, у которого есть одноимённая студия «Смирнов Дизайн». Он занимается промышленным дизайном медицинского и спортивного оборудования, электроники и роботов. Интересная студия промышленного дизайна СКБ МАМИ под руководством Сергея Алышева. Стоит отметить Артемия Лебедева, студия которого разрабатывает проекты в разных сферах. Руководителем промышленного направления там является Тимур Бурбаев. Наш центр дизайна и инноваций «Кинетика» на базе НИТУ «МИСиС» занимается созданием новых промышленных объектов высокой сложности в разных отраслях. Преимущественно это транспорт.

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

— Российские дизайнеры широко использовали иностранные технологии и материалы. Можем ли мы их заменить своими или будем закупать у дружественных стран?

— Эта отрасль глубоко интегрирована в глобальную архитектуру экономики. Мы должны конкурировать с лучшими. Прототип нужно хорошо презентовать. От этого зависит будущее всего проекта. Поэтому дизайнерам нужны лучшие материалы, большая часть которых поставлялась из западных стран. Сейчас поставки этих материалов ограничены, но я надеюсь, что нам помогут представители дружественных стран. Уверен, что будут активно развиваться отечественные производители материалов, но на это нужно время и мощные ресурсы.

Однако все российские дизайнеры на своих компьютерах используют западное программное обеспечение. Аналогов ему практически нет, в том числе у дружественных стран, поэтому нужно будет что-то придумывать. Думаю, мы сможем решить эту проблему.

— Сколько времени уходит на разработку дизайна нового автомобиля?

— Чтобы разработать новую платформу автомобиля, требуется несколько лет и около $2 млрд. На Западе раньше на это уходило 6—8 лет. Сейчас процесс сократился до 1,5—2 лет благодаря развитию новых технологий. В России чуть дольше, но не радикально.

Могу отметить, что сейчас российские машины могут конкурировать по внешнему виду и по качеству с иностранными аналогами. Например, если вы увидите в потоке Lada Vesta, то она практически ничем не будет отличаться от машин Hyundai или KIA.

«Исправить сложившийся дисбаланс»: российский специалист — о перспективах развития отечественного промышленного дизайна

— Много ли в России специалистов по промышленному дизайну? Где их готовят и куда трудоустраивают? Какими основными знаниями и навыками должны обладать такие специалисты?

— Промышленный дизайнер — это смесь художника, инженера, проектанта, производственника и технолога. Он должен обладать неограниченным багажом знаний и умений. Например, специалист по транспортному дизайну должен уметь качественно проектировать приборы, стекло, мебель, эргономику, цвета и материалы в автомобиле.

И это далеко не всё. Сюда входят и маркетинг, и форсайты (технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте. — RT) и фокус-группы потенциальных покупателей. Всё нужно сложить в единый пазл желанного продукта на десятилетия вперёд.

В России около 80 факультетов, которые готовят промышленных дизайнеров. Оттуда в среднем выпускаются по 200—300 человек в год. Основные учебные учреждения, где качественно и конкурентно обучают промышленному дизайну: Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова; Московский автомеханический институт МАМИ; Уральский государственный архитектурно-художественный университет в Екатеринбурге; Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица и несколько других достойных школ.

Многие ребята учатся в иностранных школах и вузах. Выпускники и тех, и других могут работать как в лучших российских компаниях, так и в зарубежных.

Источник: russian.rt.com

Новости дня

Сладкой жизни не будет

Сахара в России произведут много, но спекулянты могут снова устроить дефицит ...

Украина оставит Европу без остатков российского газа

На фоне разрушения «Северных потоков» Нафтогаз решил повысить ставки, но это закончится перекрытием транзита ...

Киркоров станет звездой театра?

Король эстрады заявил о намерении стать королем классической сцены. В то время...

Два сценария: что говорили о возможном возвращении на международную арену в рамках форума «Россия — спортивная держава»

Олимпийский комитет России готовится к двум вариантам развития событий, связанных с отстранением отечественных атлетов от международных соревнований, заявил президент...

Неожиданная развязка: как «Спартак» забил три мяча за 16 минут и разгромил «Зенит» в Кубке России

«Спартак» на своём поле крупно обыграл «Зенит» в третьем туре группового этапа Кубка России по футболу. Игра завершилась со...

Поход Аскарова за поясом и испытание для Олейника: самые ожидаемые бои с участием россиян в октябре, помимо UFC 280

Аскар Аскаров поборется с Брэндоном Ройвалом за звание первого претендента на титул в наилегчайшем весе UFC, а Ислам Мамедов...

Джо Байден про «СП-2»: «Мы положим этому конец»

Атака на балтийские газопроводы убивает перспективы диалога по Украине ...

«Создаёт огромные риски»: чем ситуация вокруг системы газопроводов «Северный поток» может угрожать экономике Германии

В сентябре годовая инфляция в Германии впервые более чем за 70 лет ускорилась до 10%. В условиях стремительного повышения...

«Уничтожены до 80 боевиков»: в Минобороны России сообщили о высокоточных ударах по лагерю иностранных наёмников

В результате удара ВКС по позициям подразделений иностранных наёмников уничтожены до 80 боевиков. Об этом сообщил официальный представитель Минобороны...

«Должен быть результат»: почему в сенате США выразили недовольство эффектом от антироссийских санкций

Рестрикции, которые вводит администрация США против России, не дают ожидаемого эффекта. К такому выводу пришли члены комитета по иностранным...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас