ПолитикаНа курорты Красного моря пришла война?

На курорты Красного моря пришла война?

События в зоне Суэцкого канала могут обратить внимание мира на новые торговые маршруты

«Геополитический пожар, созданный администрацией Тель-Авива» может пошатнуть мировую торговлю, которая еще не успела стабилизироваться после пандемии ковида, пишет турецкая газета Yeni Şafak.

В материале поясняется, что международные транспортные компании вынуждены менять маршруты поставок энергетических ресурсов с Ближнего Востока из-за конфликта в секторе Газа и ситуации с атаками хуситов в Красном море. Это уже привело к резкому росту издержек для стран Евросоюза.

Сообщается, что атаки хуситов на торговые суда вынудили судоходные компании, в частности, Maersk и Hapag-Lloyd, перенаправить корабли через Атлантический океан, вокруг Африки. Аналогично поступили и энергетические компании. Так как на маршрут контейнерных перевозок между Красным и Средиземным морями приходилось до 10 процентов мировой торговли, его изменение повлекло потерю времени до 40 дней в пути и большие издержки.

«В случае дальнейших перебоев западные страны могут пойти на изменение своей политики по отношению к Израилю и США. В этой связи для снижения напряженности в Красном море дипломатическое давление на Тель-Авив и Вашингтон может усилиться», — считают авторы материала.

Между тем, США заявили о начале многонациональной операции «Страж процветания» по защите Красного моря от хуситов. Вместе с ними в операции будут участвовать Великобритания, Франция, Италия, Испания. Нидерланды, Норвегия, Бахрейн, Канада, Сейшельские острова.

Непонятно, на что они рассчитывают, если их не поддержали даже ближайшие союзники — Саудовская Аравия и ОАЭ. Ждать ли новой большой заварушки? И можно ли это называть столь пафосно — «геополитический пожар»?

— Все же метафора о «геополитическом пожаре» использована турецким изданием, которому было важно усилить тезис о деструктивной, по оценке авторов статьи, роли политики Израиля для международной обстановки, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Нынешняя ситуация в Красном море — конечно, вызов для европейских потребителей, ведущий к росту стоимости товаров, поставляемых в ЕС по соответствующему маршруту, а также к новым скачкам цен на энергоносители.

Тем не менее ситуативные кризисные ситуации в связи с поставками через тот же Суэцкий канал происходят не в первый раз — например, в связи с авариями (вспомним резонансную историю с контейнеровозом «Эвер Гивен» весной 2021 года). То есть, риски, связанные с этим маршрутом, в ЕС, скорее всего, учитывались.

«СП»: Что именно тут теряет Европа? Насколько это критично для неё? И что теперь? Европа будет больше приглядываться к СМП? Или будет думать, как решить проблему с Суэцким каналом?

— Пока, как известно, часть поставок, проходивших в Европу через Суэцкий канал, перенаправлено по более протяженному маршруту, проходящему вокруг мыса Доброй Надежды на юге Африки. Другое дело, что это более затратный маршрут (и по времени, и по стоимости перевозок), поэтому внимание к обеспечению безопасности маршрутов, проходящих через Суэцкий канал, со стороны ключевых западных держав, скорее всего, останется приоритетным.

«СП»: В акватории Красного моря США с союзниками начали операцию «Страж процветания». Египет, имеющий большое побережье на Красном море, их уже отфутболил. Даже главные союзники Штатов — Саудовская Аравия и ОАЭ отказались участвовать в этом. Похоже, американцам придется действовать самим, как в Ираке?

— Как известно, кроме ВМС США, в южную часть Красного моря уже были направлены военные корабли британского королевского флота, ВМС Франции, а в январе 2024 года в ту же зону направит свой фрегат ФРГ. Поэтому интерес к теме со стороны ряда ключевых союзников США по НАТО присутствует.

«СП»: Нам от этого польза есть? Опять же — раз больше внимания Суэцкому каналу, то меньше Украине…

— Вряд ли задачи, которые ставят перед собой США и их союзники в акватории Красного моря, всерьез повлияют на уровень поддержки Украины с их стороны.

Тем более, что ВМС США и так традиционно присутствуют в регионах, находящихся не так уж далеко от этой зоны (например, в том же Персидском заливе), да и вероятность кризисов в акватории Красного моря, скорее всего, могла прогнозироваться Вашингтоном, так что вряд ли здесь будет наблюдаться непредвиденный рост затрат для оборонного бюджета США.

Проблемы с безопасностью морских маршрутов в регионах, находящихся на пути к Суэцкому каналу, конечно, будут актуализировать дискуссии об альтернативных маршрутах поставок из Восточной, Южной Азии или, например, зоны Персидского залива в Европу.

Гипотетически, это могло бы привести к росту внимания внешних игроков к транспортным маршрутам, проходящим через российскую территорию (от Северного морского пути до коридоров «Европа-Западный Китай» или «Север-Юг»).

Но, даже если рассматривать только политическую сторону вопроса — конфронтация между Россией и западными державами пока не исчерпана, да и к конкурирующим маршрутам, проходящим в обход России (тому же Транскаспийскому международному транспортному маршруту) представители ЕС и ранее неоднократно проявляли интерес.

«СП»: Как, по-вашему, может измениться геополитическая ситуация по завершении конфликта?

— Среди относительно масштабных политических последствий — у лоббистов ВМС в наиболее амбициозных державах (не только имеющих возможности по влиянию на ситуацию в акватории Красного моря) появляется дополнительный аргумент по поводу необходимости расширения финансирования и модернизации военного флота.

Кроме того, при определенных обстоятельствах появляются стимулы для переговоров США и Ирана, как известно, оказывающего влияние на тех же хуситов. Хотя пока такие переговоры будут идти, скорее, по непубличным каналам.

Источник: svpresa.ru

Новости дня

Через пять лет остальная Россия будет гордиться экономической мощью Донбасса

Москва и Донецк уже строят планы глобального развития региона ...

Невероятный камбэк «Динамо», медальные перспективы «Локо» и последний шанс «Сочи»: чем запомнился 28-й тур РПЛ

Голы Роберто Фернандеса и Муми Нгамалё в компенсированное время позволили «Динамо» в Калининграде одолеть «Балтику» и возглавить турнирную таблицу,...

Опыт и мастерство: пас Тарасенко и 16 сейвов Бобровского помогли «Флориде» вновь обыграть «Бостон» в Кубке Стэнли

Сергей Бобровский был признан третьей звездой матча плей-офф НХЛ между «Флоридой» и «Бостоном». Голкипер отразил 16 бросков и помог...

Сенаторы в шоке: Белоусов вместо Шойгу — и решению Путина предстоит дать оценку

Сенатор Вячеслав Тимченко: «Мы обсудим предложения президента, но сначала нужно увидеть, как они выглядят на бумаге, с подписью и...

Киев увидел в назначении Белоусова главой МО РФ «трагедию для незалежной»

Запад уверен, что из гинекологов получаются министры обороны лучше, чем из экономистов ...

В Тбилиси назревает полноценная цветная революция, Москва пока наблюдает

Сторонники заключенного Саакашвили боятся потерять иностранные деньги и остатки власти ...

Бледанс рассказала о пластике

Эвелина Бледанс никогда не скрывала свой...

Спасены 17 человек, 15 погибли: в МЧС заявили о завершении разбора завалов на месте обрушения в Белгороде

Из-под обломков частично обрушившегося в результате обстрела ВСУ дома в Белгороде спасены 17 человек. Как заявили в МЧС, из-под...

«Заработать политический капитал»: в ФРГ предложили использовать ПВО с территории стран НАТО для защиты Украины

В бундестаге допустили возможность использования западных систем ПВО с территории государств НАТО для защиты воздушного пространства над приграничными регионами...

«Отогнать противника как можно дальше от наших границ»: как в зоне СВО используются реактивные системы залпового огня

Минобороны РФ показало кадры боевого применения установок РСЗО «Град» на Херсонском и Харьковском направлениях. Как отмечают в ведомстве, в...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас