ЭкономикаМёртвая «тушка». Планы построить к 2030 году сотни самолётов...

Мёртвая «тушка». Планы построить к 2030 году сотни самолётов несбыточны

Гражданской авиации России осталось жить 7−8 лет

В течении ближайших лет России грозит тотальное «приземление» — импортные гражданские самолёты полностью выработают ресурс или встанут на прикол из-за отсутствия запчастей. При этом отечественных лайнеров нет, «вставшая с колен» промышленность не в состоянии делать самолёты хотя бы штучно. Программа провалена? Значит, нужна новая — логика чиновников, как всегда, на высоте.

Superjet NEW в природе отсутствует, разрекламированный МС-21 тоже так и не появился. В российской авиационной промышленности иные проблемы, тут не до новых разработок. Заводы не в состоянии изготовить даже советский Ту-214, который впервые полетел ещё 2 января 1989 года. Правда, тогда в воздух поднялась машина Ту-204, но разница минимальная.

За 2023 год Ростех должен был передать заказчикам три штуки Ту-214, но не осилили ни одной. Кому они должны были достаться, до сих пор непонятно, да это, собственно, и не особо важно.

«Переговоры по конфигурации салона Ту-214 продолжаются, ждем официального подтверждения наших предложений от производителя самолетов», — так в «Аэрофлоте» рассказывают о взаимоотношениях с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в Ростех).

Иными словами, тут не до Superjet NEW и МС-21, к последнему ещё и нет двигателей. Вроде как в 2023-м должны были изготовить несколько ПД-14, в текущем году — ещё 12 штук. Всё это, как несложно догадаться, не серийные агрегаты, а собранные «на коленке» опытные образцы. Которые ещё испытывать и испытывать.

И на фоне таких «успехов» власти заявляют о планах выпуска 600 машин до 2030-го. То есть по сотне в год. Денег на это дадут, дополнительные 280 млрд рублей. Планируется, что помимо «перспективных» Superjet NEW и МС-21 будут делать «морально устаревшие» Ил-96−300 и Ту-214, а также Ил-114, который тоже родом из СССР (первый полёт — 29 марта 1990 г.).

«На тех воздушных судах, которые у нас сейчас есть — Boeing и Airbus — где-нибудь лет семь-восемь мы можем продержаться. По Superjet и МС-21, я думаю, что они ещё как минимум целый год будут летать, прежде чем получат сертификат. Если мы добьемся импортозамещения по авионике… А нам же ведь ещё надо разобраться и с двигателями, они тоже должны пройти испытания.

Всё это дополнительные производственные мощности, это дополнительные люди. Больше сотни смежников! И кроме мощности сборочных ангаров есть ещё станочный парк, люди. Они за один год не появляются. Если сделают где-то в пределах четырех-пяти машин, это будет очень хорошо", — считает гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

То есть никаких сотен — будут считанные единицы. Дать денег мало, даже проследить, чтобы их не разворовали, недостаточно. Предположим, что-то из означенных выше 280 млрд руб. дошло до заводов. А дальше? Из этих банкнот чудесным образом материализуются самолёты?

«Маляры, столяры, операторы станков с числовым программным управлением — их катастрофически мало. И последний, самый, наверное, страшный провал — это инженер-конструктор, их просто практически нет. Именно хороших, квалифицированных, действительно вменяемых.

Автоматизировать всё, заменить людей — это практически нереально", — объясняет глава компании по производству детских площадок и благоустройству территорий «Леопарк» Роман Баулин.

Даже детские площадки конструировать некому, а мы ведём речь о самолётах. Да и производить тоже некому. Детальки для советских авиалайнеров изготавливали высококвалифицированные рабочие, коих в РФ почти не осталось — дорабатывают те, кто ещё получил профессионально-техническое образование в СССР. Им уже за полтинник, а смены нет.

Система ПТУ и техникумов полностью разрушена. Например, в столичном регионе даже на простого токаря не выучиться! Впрочем, так везде.

По идее, если власти собираются что-то возрождать, нужно начинать с кадров. Ведь они, как совершенно правильно говорил товарищ Сталин, решают всё. Нужно закупать станки, искать квалифицированных рабочих, платить им большие деньги, дабы учили народ.

Требуется воссоздание — на пустом месте! — всей системы профессионально-технического образования. В противном случае ничего не будет. Это касается не только самолётов, но и автомобилей, стиральных машин, мясорубок и зубных щёток.

Про «импортозамещение» заговорили ещё десять лет назад, после присоединения Крыма. Тогда Россию накрыла первая волна санкций и всем стало понятно, что Запад не успокоится. Было с тех пор что-то сделано в плане подготовки кадров и новой индустриализации страны? Нет. Одна говорильня, которая продолжается по сей день. «Стратегия-2020» и прочие проекты, о которых нынче не принято вспоминать.

«Надо развивать собственное самолетостроение. Надеюсь, что все планы — а мы планируем произвести свыше одной тысячи собственных самолетов к 2030 году — будут реализованы», — заявил президент России Владимир Путин.

«Осетра» уже урезали до 600 единиц, и, скорее всего, планы скорректируют ещё сильней.

«По программе, которая была утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet-100 и 115 самолетов Ту-214», — говорил накануне Нового года глава Ростеха Сергей Чемезов.

То есть главный по авиапрому объяснил президенту, что тысячи точно не будет. А сколько реально построят?

Superjet NEW и МС-21 оставим «в уме», остаётся сотня с небольшим советских «тушек» — менее чем по 20 единиц в год. Тоже очень сомнительно, так как пока даже три в год не под силу.

Про Ил-96 все тактично молчат, в последнее время этот самолёт принято ругать, хотя на нём вроде как передвигается глава нашего государства. Может, потому что повторить данную машину уже не способны?

А кадровая проблема с каждым годом усугубляется. Старые рабочие и инженеры уходят на пенсию или в иной мир, а заменить некем.

Чиновники вещают про сотни и тысячи мифических скрепных аэропланов, но без импортных запчастей мы даже простенькую легковушку собрать не можем. В РФ не выпускаются даже подшипники, не говоря про электронику. Это к вопросу про российскую авионику.

Произвести детали на простаивающие советские авиалайнеры — такие ещё сохранились, не все порезали на металл — Россия уже тоже не в состоянии. Именно поэтому сейчас, когда каждый самолёт на счету, они не взмывают в небо. Разучились, и власти вовсе не стремятся что-то исправлять. Никому это не надо.

В уже далёком 2014-м умные люди повторяли слова великого вождя о том, что нам «нужно пробежать за десять лет, иначе нас сомнут». Пока не смяли, но страна на грани. Второй звоночек прозвучал весной 2022-го — тоже без толку. Враги народа опять заблокировали новую индустриализацию, результат мы сегодня наблюдаем в том же ЖКХ.

По идее, за два последних года можно было подготовить десятки рабочих-станочников, сварщиков, электриков и т. д. Плюс организовать массовый набор молодёжи на инженерные специальности.

Возродить рабочий класс и начать восстановление инженерного-конструкторского корпуса. Почему ничего не делается? Хотя бы потому, что умные и образованные люди для чиновников опасны — быстро поймут, что такие власти им не нужны. И примут меры.

Так что никакие лайнеры нам не светят, в лучшем случае на 280 млрд руб. из импортных комплектующих сколхозят пяток кукурузников типа «Ладога» или «Байкал». На замену Ан-2, делать которые тоже уже разучились.

Материалы по теме

Олег Смирнов: Наша авиация расправит крылья только после того, как полетят головы

Олег Смирнов: «Мимино» был срисован с натуры, у нас в стране без авиации нет жизни

Источник: svpressa.ru

Новости дня

Поход Загитовой на баскетбол, учёба Трусовой в МГУ и увлечение Косторной балетом: что обсуждают в мире фигурного катания

Алина Загитова провела выходные в Казани и впервые побывала на баскетболе, а Александра Трусова сыграла в футбол с фигуристами...

Отсутствие Гусева, победа Исаева над Набоковым, признание Разина, костюм Голдобина: чем запомнилась церемония KHL Awards

В Барвихе состоялась торжественная церемония KHL Awards, на которой вручили индивидуальные призы самым ярким хоккеистам лиги завершившегося сезона. Одним...

Протеже Чемезова: Депутаты осыпали Мантурова комплиментами, которых и Мишустин не удостаивался

Константин Смирнов: «Нужно уповать не на одну личность, а на систему. А если так хвалить, то никакая психика не...

Баррикады на улицах: Ереван встал против Пашиняна

Оппозиция перекрывает улицы армянской столицы с требованием отставки премьера ...

«Остаются высокими и поддерживают экономику»: нефтегазовые доходы бюджета России за год выросли почти вдвое

С начала 2024 года доходы бюджета РФ от продажи энергоресурсов увеличились почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2023-го...

Нанесли поражение ВСУ в районе Волчанска: группировка войск «Север» улучшила тактическое положение в Харьковской области

Российские военнослужащие из группировки войск «Север» за сутки улучшили тактическое положение и нанесли поражение живой силе и технике ряда...

«Страусиная политика»: почему Вашингтон не реагирует на обстрелы ВСУ российских городов

Власти США пытаются снять с Украины ответственность за обстрелы российских городов, заявил посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов. По...

Отвлекающий манёвр: как Швейцария пытается дистанцироваться от украинской «формулы мира»

Конференция по Украине, которая пройдёт в Швейцарии в июне, будет посвящена не только «формуле мира», которую продвигает Киев, заявили...

Оказывал финансовую помощь ВСУ: в Нижегородской области по подозрению в госизмене задержан бывший сотрудник «Яндекса»

Бывший сотрудник «Яндекса» задержан ФСБ по подозрению в госизмене, заявили в ведомстве. По данным органов безопасности, задержанный переводил деньги...

«Сразу рванул к жене»: как белгородцы спасали пострадавших при обрушении подъезда дома после обстрела ВСУ

В федеральные клиники экстренно перевезли шестерых жителей Белгорода, серьёзно пострадавших накануне во время обстрела города со стороны ВСУ. Среди...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас