Наука«Для авиастроения и космической промышленности»: российские учёные разработали новые...

«Для авиастроения и космической промышленности»: российские учёные разработали новые высокотехнологичные сплавы

Российские учёные разработали линейку жаростойких и прочных сплавов, которые могут найти применение при создании авиационных двигателей. В современных двигателях газ может разогреваться до 1650 °С. Большинство металлов не выдерживает такие температуры. Применять тугоплавкие металлы в чистом виде тоже нельзя: они хрупкие и легко окисляются. Поэтому конструкторы и металлурги ищут оптимальные комбинации разных металлов, которые давали бы в сумме нужный результат — устойчивый к высоким температурам и прочный сплав. Авторы работы создали такой сплав на основе ниобия, титана и хрома, и по итогам экспериментов он показал оптимальные результаты.

Учёные из Белгородского государственного национального исследовательского университета, Университета науки и технологий МИСИС (Москва) и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета разработали новые жаростойкие и прочные сплавы для авиационных двигателей. Специалисты в лабораторных условиях экспериментально установили, что наилучшие показатели прочности у сплава ниобия и хрома, а жаростойкости — у сплава ниобия, титана и хрома. Об этом RT сообщили в пресс-службе РНФ. Исследование поддержано грантом фонда. Результаты опубликованы в журнале Scripta Materialia.

В современных авиационных двигателях газ разогревается до 1200—1650 °С. Ещё задолго до достижения таких температур обычные металлы начинают деформироваться, а затем и плавиться. Чтобы решить эту проблему, применяются особые жаропрочные сплавы на основе никеля, принудительно охлаждаемые и защищённые покрытиями. В последнее время на замену таких сплавов рассматриваются тугоплавкие металлы, которые имеют очень высокую температуру плавления и стойкость к изнашиванию.

«Для авиастроения и космической промышленности»: российские учёные разработали новые высокотехнологичные сплавы

Однако многие тугоплавкие металлы имеют ряд недостатков — например, они хрупкие и легко окисляются. Поэтому конструкторы и металлурги ищут оптимальные комбинации металлов, в которых их полезные свойства проявляются максимально, а негативные — минимально. Комбинации, в состав которых входят пять и более различных металлов в равном соотношении, называются высокоэнтропийными сплавами. Раньше считалось, что чем больше тугоплавких компонентов в таком сплаве, тем лучше будут его характеристики.

Например, хром и ниобий имеют высокие температуры плавления (1857 и 2477 °C соответственно), и считалось, что добавление к ним титана и циркония создаст сплавы с превосходной прочностью при высоких температурах (свыше 1000 °С) и улучшенной стойкостью к окислению.

В новом исследовании учёные изготовили 12 различных сплавов, чтобы проверить, какие из них больше подойдут для конструкционного применения. Специалисты создали комбинации из четырёх тугоплавких металлов — ниобия, хрома, титана и циркония — и сравнили их комбинации, проведя серию экспериментов для исследования прочности и жаростойкости.

Чтобы проверить прочность, исследователи сжимали образцы на экспериментальной установке при различных температурах — от комнатной до 800 °С. Самый высокий показатель оказался у сплава ниобия и хрома — в три раза прочнее других.

Для оценки жаростойкости материалов учёные выдерживали сплавы в печи при 1000 °С. По словам специалистов, можно разделить сплавы на жаростойкие и те, которые подвержены агрессивному воздействию кислорода и не могут использоваться при высоких температурах без защитных покрытий. В этом эксперименте самый высокий результат продемонстрировал сплав из трёх компонентов: ниобия, титана и хрома.

«Для авиастроения и космической промышленности»: российские учёные разработали новые высокотехнологичные сплавы

Учёные также выяснили, что добавление циркония оказывает негативное влияние на жаростойкость сплава, так как препятствует формированию защитного слоя на поверхности материала.

По словам специалистов, они продолжат изучение разработанных сплавов, чтобы оценить возможность их промышленного применения.

«Предположительно, сплав ниобия, титана и хрома или сплав ниобия и хрома можно использовать при производстве двигателей нового поколения для авиастроения и космической промышленности, а также других областей, где требуются материалы, способные выдерживать высокие нагрузки при повышенных температурах. Это позволит двигателям стабильно работать при нагреве до 1000 °С, а в перспективе заменить существующие менее жаропрочные материалы, сократив энергопотери на принудительное охлаждение деталей», — рассказал RT кандидат технических наук старший научный сотрудник лаборатории объёмных наноструктурных материалов Белгородского государственного национального исследовательского университета Никита Юрченко.

Источник: russian.rt.com

Новости дня

Предостережение для Барко: почему почти все дорогие трансферы «Спартака» после триумфа в 2017-м оборачивались провалом

«Спартак» объявил о переходе Эсекьеля Барко. Аргентинский полузащитник «Ривер Плейт» подписал с москвичами контракт на три года и обошёлся...

Диверсия на железной дороге, рост пробок, эвакуация аэропорта: день открытия Игр во Франции омрачил транспортный коллапс

Сразу несколькими диверсиями на линиях высокоскоростных поездов ознаменовалась последняя ночь перед открытием Олимпийских игр в Париже. Это не только...

Моди Штатам не игрушка: Почему премьер Индии не позволил втянуть страну в антироссийский альянс

Рукопожатие индийского и российского лидеров в Москве ужасает Вашингтон ...

Николай Платошкин: У Трампа одно условие — Зеленский должен сдать Байдена

Мы интересны американцам только тем, что Россия может стереть США в порошок за 15 минут ...

По канонам «Ледокола». НАТО готовится к нападению России, освежая методички времен Холодной войны

Стратеги альянса нашли больше десятка признаков подготовки «вторжения РФ», но почему-то скрывают их ...

До 18% годовых: Банк России впервые за полгода повысил ключевую ставку

В пятницу, 26 июля, руководство российского Центробанка впервые за полгода повысило ключевую ставку, подняв её с 16 до 18%...

«Было тяжело понять, за что Украина убивает своих граждан»: как живут в России бежавшие от обстрелов ВСУ

У бежавших от жестокости ВСУ непохожие друг на друга истории. В Россию люди, которым ранее не повезло быть обладателями...

Поражены цеха сборки БПЛА, склады боеприпасов и вооружений: ВС РФ нанесли 33 групповых удара по предприятиям ВПК Украины

ВС РФ в период с 20 по 26 июля нанесли 33 групповых удара по объектам ВСУ, в результате чего...

Уничтожены танки, бронемашины и пусковая установка РСЗО HIMARS: ударом «Искандера» поражён склад ВСУ в Краматорске

В промзоне Краматорска поражены склад ракетно-артиллерийского вооружения 56-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ и места скрытого хранения артиллерийского вооружения и...

«Удобный спарринг-партнёр»: каковы шансы Камалы Харрис победить Дональда Трампа на предвыборных дебатах

Вице-президент США демократ Камала Харрис заявила, что готова участвовать в дебатах с кандидатом на пост главы Соединённых Штатов от...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас