ПроишествияАвиакатастрофы: Желание «порулить» — это на всю жизнь. Часто — очень...

Авиакатастрофы: Желание «порулить» — это на всю жизнь. Часто — очень короткую

«Человеческий фактор» записал на свой счет 80% летных происшествий

«А что, так можно было?» — задают вопрос удивляющиеся тому, что, вертолетом R-44 «Робинсон», потерпевшим аварию две недели назад в районе населенного пункта Билимбай Свердловской области, управлял человек без пилотского свидетельства.

К сожалению, практика таких полетов «без руля и без ветрил» стала печальной реальностью на просторах нашей страны.

Несмотря на свою заезженность, возглас «А что, так можно было?», использующийся и по сей день постоянно в разных юмористических выступлениях и приколах, в авиации общего назначения весьма далек от безобидной шутки.

Похоже, конца этому не видно — пока не появится закон, многократно ужесточающий ответственность за подобные нарушения на транспорте, и без того не считающемся абсолютно безопасным. Ведь гибнут и люди, и дорогостоящая техника. Об этом мы говорим с одним из опытнейших экспертов по безопасности полетов, имя которого называть не станем, чтобы не подставить под гнев начальства.

Нынче с этим стало весьма непросто — оно требует от подчиненных по возможности держать язык за зубами в общении с прессой. Хотя скрывать особенно нечего. По просочившейся информации пресс-секретаря ГУ МВД по Свердловской области, этот полет проходил с многочисленными нарушениями, начиная с того, что даже не был согласован с соответствующими службами.

Самой любопытное, что Билимбай 20 лет назад стал местом падения такого же летательного аппарата, к сожалению, погубившего всех четырех оказавшихся на борту. Тогда вертолет «Робинсон-44» рухнул на берегу Билимбаевского пруда. Расследование катастрофы было затруднено из-за отсутствия на борту бортового самописца.

Тем не менее комиссия пришла к выводу, что самое вероятное — не техническая неисправность, а ошибка пилотирования. Вертолет на низкой высоте столкнулся с деревом и упал. Комиссией был установлен и целый ряд других нарушений, включавших и непрохождение пилотом предполетного медосвидетельствования, и необеспечение полета метеосводкой. Не исключалась и передача управления лицу без опыта пилотирования — такое в частных полетах отнюдь не редкость.

Вообще состояние в области авиации общего назначения уже давно вызывает вопросы. Достаточно обратиться к статистике отчета МАК только за минувший (в этом году она еще только формируется) год, чтобы понять: с этим что-то делать надо.

Вот лишь несколько случаев.

25.06.2023 Катастрофа самолета Sky Wolf RA-0454G частного лица (гражданина России) в Московской области. КВС и пассажир погибли. При выполнении маневрирования над аэродромом «Малино» ВС столкнулось с земной поверхностью. Свидетельство авиационного персонала ГА пилот не имел. Не было у воздушного судна сертификата летной годности.

10.08.2023 Катастрофа теплового аэростата в Московской обл. Владелец — гражданин РФ. Выполнялся полет по маршруту: окрестности г. Бронницы Московской области — н. п. Степановское Раменского городского округа Московской области. В результате вынужденного приземления из-за пожара на борту пилот погиб, двое пассажиров с различной степенью травм попали в больницу. Документ годности аэростата просрочен.

30.10.2023 Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 в Республике Саха (Якутия). На борту находились КВС, 4 пассажира, багаж и ручная кладь (общий вес 60−70 кг). В процессе выполнения взлета с площадки произошло столкновение вертолета с земной поверхностью. В результате КВС и 2 пассажира травмированы.

Срок действия медицинского заключения КВС истек. И подобных случаев немало.

Как свидетельствуют выводы Межгосударственного авиационного комитета, авиационные происшествия по всем видам работ, обусловленные «человеческим фактором», составляют около 80%. В 2023 году продолжились случаи эксплуатации ВС АОН пилотами, не имеющими пилотских свидетельств, или с просроченными пилотскими свидетельствами, либо пилотами, не имеющими подтверждения квалификационной проверки.

Более чем в 25% случаев от общего числа АП с ВС АОН пилоты выполняли свои профессиональные обязанности без медицинского заключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия. Указанные недостатки имеют место более чем в четверти случаев от общего числа АП с ВС АОН.

К сожалению, безопасность полетов, добавляет наш эксперт, не всегда зависит от обслуживающего воздушные суда летного персонала. Это уже разговор о полетах рейсовых пассажирских судов с десятками и сотнями пассажиров, то есть нас с вами. Ослепление лазерными указками взлетающих либо приземляющихся самолетов у нас тоже печальная реальность, с которой так и не удается совладать.

Во всяком случае только в нынешнем году о них сообщали командиры судов уже десятки раз. Как объяснить «шутнику», ослепляющему лазером экипаж, что завтра и сам ты можешь стать жертвой лазерной атаки с земли в качестве авиапассажира. Думаете, это уже совсем другая история? Как сказать… О профилактике исключения подобных «шуток» и суровости наказаний виновных ведь тоже мало известно, как и в случаях повторяющихся полетов без документов.

Ветераны советского Аэрофлота вспоминают, когда легендарному министру ГА Бугаеву докладывали о похожей «самодеятельности» во вверенной ему отрасли, он тут же сурово вопрошал: «А кто ответит?». И — будьте уверены — меры тут же принимались. Самые решительные.

Источник: svpressa.ru

Новости дня

Стало понятно, кто сыграет в финале Евро-2024. Это не Германия, не Испания и не Португалия с Роналду

На европейском первенстве восторжествует прагматизм, свое слово скажет игрок со странной фамилией ...

Профессор Катасонов: Запад, жонглируя цифрами, сделал российских министров героями труда. Для чего?

Россия продолжает получать статистические «подарки» в виде рейтингов, хотя по факту картина не такая радужная ...

Никита Масленников: Минпромторг выдает лозунги, а по уму надо на нацпроекты посмотреть

Что такое «новая индустриализиция» — путь к технологическому суверенитету или очередное «изобретение велосипеда» ...

Из Флориды в Детройт: двукратный обладатель Кубка Стэнли Тарасенко заключил контракт с «Ред Уингз»

Владимир Тарасенко официально стал игроком «Детройта». 32-летний нападающий, вышедший 1 июля на рынок свободных агентов, заключил с «Ред Уингз»...

Зеленский в последний момент отказался от интервью с Такером Карлсоном

Бывшего президента Украины, похоже, смутил первый вопрос будущего вице-президента США: «Где наши доллары?» ...

«Широко шагает Азербайджан»: Алиев по-восточному тонко почувствовал слабые места Кремля

Горячие отношения Баку и Киева вызывают немало вопросов, российская дипломатия старается их не замечать ...

«Тщательно организованные преступления»: как нацисты и бандеровцы расправлялись с населением Западной Украины

ФСБ России впервые опубликовала цифровую копию протокола допроса обер-ефрейтора Ганса Изенмана. Военный преступник служил в дивизии СС «Викинг» и...

«Понять природу психических расстройств»: российские учёные создали подробную «карту жирности» мозга

Российские учёные создали «карту жирности» человеческого мозга, которая показывает распределение липидов в разных его частях. Было установлено, что концентрация...

«Правили страной практически нераздельно»: как патриарх Филарет связывал династии Рюриковичей и Романовых

405 лет назад, 4 июля 1619 года, Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет, в миру — Фёдор Романов....

Предложенным мирным планом России: Путин указал на возможность немедленного прекращения конфликта на Украине

Перемирие на Украине может стартовать немедленно, заявил Владимир Путин на саммите ШОС. Для этого необходимо, чтобы киевский режим и...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас