На торгах в пятницу, 20 сентября, биржевая стоимость золота впервые за всё время наблюдений превышала $2,64 тыс. за тройскую унцию. Эксперты связывают это с ослаблением доллара на мировом рынке. Американская валюта резко подешевела после того, как ФРС США опустила свою ставку сразу на 0,5 процентных пункта. Прежде подобное снижение наблюдалось незадолго до начала экономического спада в стране. Как отмечают специалисты, при падении курса доллара золото всегда становится более привлекательным активом для инвесторов. При этом наблюдаемое удорожание драгметалла аналитики объясняют и растущим спросом со стороны мировых центробанков.
В пятницу, 20 сентября, мировые цены на золото обновили исторический максимум. Во время торгов на нью-йоркской товарной бирже Comex стоимость драгметалла росла почти на 1,2% и впервые за всё время наблюдений приближалась к отметке $2645 за тройскую унцию.
С начала 2024 года золото на международном рынке подорожало более чем на четверть. При этом рост котировок заметно ускорился летом на фоне глобального ослабления доллара, отметил в разговоре с RT аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
По его словам, американская валюта начала дешеветь после того, как в Федеральной резервной системе США (выполняет функции центробанка страны) стали намекать на скорое снижение процентной ставки. В результате с июня индекс доллара (DXY) к корзине других резервных валют просел примерно на 5%. Причём 18 сентября, когда ФРС всё же официально объявила о снижении ставки, стоимость доллара упала до минимального значения более чем за год.
«Цены на золото имеют обратную корреляцию со стоимостью доллара, как и большинство активов на мировом товарно-сырьевом рынке, которые котируются в американской валюте. Резкое ослабление доллара и удорожание золота вызвано более сильным, чем ожидалось, смягчением монетарной политики в США из-за возросших рисков рецессии и так называемой жёсткой посадки экономики Штатов», — объяснил Владимир Чернов.
Ранее инвесторы ожидали, что на сентябрьском заседании ФРС снизит процентную ставку только на 25 базисных пунктов, но американский регулятор опустил её сразу на 50 базисных пунктов — до диапазона 4,75—5% годовых. Прежде Федрезерв переходил к такому резкому смягчению денежно-кредитной политики (ДКП) в 2007—2008 и 2020 годах — незадолго до начала экономического спада.
Страхи рецессии
Отметим, что на протяжении последних двух лет Федеральная резервная система, напротив, проводила жёсткую ДКП. Так, с марта 2022-го по июль 2023-го американский регулятор поднял процентную ставку в общей сложности 11 раз, с 0—0,25 до 5,25—5,5% (максимального уровня за последние 16 лет), и с тех пор продолжал удерживать её на этом уровне. Свои действия руководство Федрезерва объясняло необходимостью замедлить рост цен.
Ещё в 2021 году в США резко ускорилась инфляция. Тогда введённые на фоне пандемии карантинные меры привели к перебоям в поставках ряда товаров, а ФРС для поддержки экономики напечатала большой объём ничем не обеспеченных денег, что и вызвало рост цен. Ситуация усугубилась в 2022-м, когда после введения энергетических санкций против России Штаты столкнулись с удорожанием горючего и ещё более ощутимым разгоном инфляции.
Традиционно ужесточение ДКП считается одним из главных инструментов в борьбе с ростом цен. При повышении ставок начинают дорожать кредиты для граждан и бизнеса, экономическая активность ослабевает, что оказывает давление на инфляцию. В то же время за счёт действий ФРС увеличивается доходность американских гособлигаций и дополнительный приток инвестиций на рынок долговых бумаг США позитивно влияет на динамику доллара.
В настоящий момент американскому регулятору удалось в значительной степени замедлить инфляцию, но высокие процентные ставки осложнили работу бизнеса и стали подталкивать экономику США к рецессии. В этих условиях возвращение к мягкой монетарной политике должно помочь Штатам оживить активность в стране, но ценой ослабления доллара.
Примечательно, что на пресс-конференции 18 сентября глава ФРС Джером Пауэлл заявил об отсутствии рисков рецессии и отметил «устойчивый рост экономики» США. Впрочем, обратной точки зрения придерживаются в крупнейшем американском банке JPMorgan Chase.
В своём последнем исследовании эксперты организации повысили вероятность начала экономического спада в Штатах до конца 2024 года с 25 до 35%. При этом риск того, что страна столкнётся с рецессией в 2025-м, аналитики оценивают в 45%.
«После года удивительно активного роста экономика США теперь демонстрирует признаки замедления. Показатели в июльском отчёте о занятости были слабее, чем ожидалось (причём уровень безработицы растёт уже четвёртый месяц подряд), что вызвало распродажу на фондовом рынке и подстегнуло страхи по поводу приближения рецессии», — говорится в исследовании банка.
Более того, по мнению главы JPMorgan Chase Джеймса Даймона, Штатам может грозить даже худший исход, чем рецессия, а именно стагфляция — экономический спад вместе с очередным разгоном цен, пишет CNBC. При этом резкое снижение ставки ФРС также может быть одним из индикаторов того, что США стоят на пороге новых проблем, считает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович.
«Исторически снижение ставки более чем на 25 б. п. воспринималось как признак рецессии, что может негативно сказаться на предвыборной кампании демократов, которым необходимы сильная экономика и рост фондового рынка. При этом сами выборы в США тоже могут быть одним из ключевых факторов наблюдаемого удорожания золота. Это связано с тем, что драгметалл является защитным активом, а его цена сильно реагирует на существенные негативные события в политике и экономике», — отметил Калманович.
«Доверие к доллару и евро стало падать»
Согласно прогнозу одного из ведущих банков США Goldman Sachs, в ближайшее время мировые цены на золото продолжат расти и к началу 2025 года могут преодолеть отметку $2,7 тыс. за тройскую унцию. Помимо снижения ставки ФРС и возможного обострения экономических проблем в Штатах, на стоимость драгметалла влияют действия мировых центробанков, считают эксперты организации. Похожей точки зрения придерживается и Владимир Чернов.
«Растущий спрос на золотые слитки со стороны мировых центробанков подталкивает цены на драгоценный металл к росту. Регуляторы скупают его в больших объёмах для пополнения своих золотовалютных резервов (ЗВР). Таким образом многие ЦБ решили обезопасить свои деньги после того, как западные страны заблокировали часть российских активов, в результате чего мировое доверие к доллару и евро стало падать. Слитки с золотом заморозить невозможно: они физически хранятся внутри страны», — отметил Чернов.
Согласно материалам Всемирного совета по золоту (WGC), если в 2021 году мировые центробанки приобрели в общей сложности 450 т драгметалла, то уже в 2022 году показатель взлетел более чем вдвое — до 1082 т, что стало максимальным значением за всё время наблюдений. В 2023-м объём закупок незначительно уменьшился — до 1037 т, но это всё равно почти вдвое больше, чем в среднем за предыдущие десять лет.
Более того, с начала 2024 года регуляторы продолжили наращивать объёмы своих золотых резервов. В число самых активных покупателей драгоценного металла сейчас входят Турция, Индия, Польша, Китай, Азербайджан, Чехия, Катар, Ирак, Оман, Киргизия, Узбекистан, Иордания и Россия.
По последним данным WGC, если в конце сентября 2022 года актив занимал около 15% в структуре мировых ЗВР, то к началу октября 2023-го показатель вырос до 16%. В то же время доля доллара упала с 51 до 49%, а евро — с 17 до 16%. Причём результаты опросов показывают, что в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться.
Так, почти две трети ЦБ ожидают, что в течение следующих пяти лет доля американской валюты в структуре мировых ЗВР опустится до 40—48% или ещё ниже, а европейской — останется на нынешнем уровне или упадёт до 10—15%. В то же время уровень золота в глобальных запасах может подняться до 17—25% и даже выше, прогнозируют в большинстве регуляторов.
«Будущее международной валютной системы продолжает оставаться нестабильным, а центробанки выражают всё меньше уверенности, что американский доллар продолжит сохранять своё доминирование. В условиях этих тенденций и постоянно меняющейся инвестиционной среды спрос на золото со стороны центробанков, скорее всего, останется высоким», — говорится в исследовании WGC.
Опрошенные центробанки отмечают, что из-за широкого использования в международной торговле и финансах доллар пока продолжит оставаться главной резервной валютой, но постепенно будет терять позиции в связи с подъёмом альтернативных денежных единиц, таких как юань. При этом серьёзные опасения у регуляторов вызывает именно санкционная политика Запада.
«Роль доллара постепенно ставится под сомнение, особенно в контексте так называемого использования его в качестве оружия. В случае введения санкций возможность доступа (той или иной страны. — RT) к своим долларовым резервам может определяться Соединёнными Штатами», — цитирует WGC одного из участников опроса.
Помимо частичной заморозки российских активов, тревожным сигналом для многих центробанков стало решение западных стран использовать прибыль от заблокированных денег Москвы для вооружения Украины. Об этом RT рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
«Недавняя передача Евросоюзом Киеву больше €1 млрд доходов от замороженных активов России может вызвать ещё больше беспокойств у центральных банков незападных стран и дополнительно увеличить их спрос на золото. Одновременно это будет означать уменьшение доли доллара в международных резервах ЦБ всего мира. Думаю, тенденция наверняка будет продолжаться и в следующем году», — заключил Антонов.
Источник: russian.rt.com