ЭкономикаКанада ненароком может открыть дорогу «Северному потоку-2»

Канада ненароком может открыть дорогу «Северному потоку-2»

Европейцам стоило бы разобраться со «случайностью» санкций Оттавы против Газпрома и резкого сокращения поставок — а то останется без газа

Руководитель Газпрома Алексей Миллер в ходе Петербургского международного экономического форума напомнил, что газопровод «Северный поток-2» технически полностью готов для начала поставки газа в Европу.

«Две нитки находятся под давлением, и газ можно сегодня начинать поставлять в Германию — он не запущен в работу, потому что не сертифицирован», — отметил он.

Надо быть совсем глухим, чтобы не услышать намек. Цены на газ в Европе резко выросли за пару дней после ряда проблем с поставками и СПГ, и трубопроводного газа. Впрочем, к сложившейся ситуации еще раньше привел ряд решений Евросоюза, в числе которых стали отказ от долгосрочных контрактов, привязки к ценам на нефть, переход на спот. Об их негативных последствиях Москва предупреждала европейских партнеров, но те, видимо, оглохли.

Отказ европейцев от «Северного потока-2», который российская компания строила по заказу европейских стран, также можно смело отнести к решениям, приведшим к инфляции, волатильности цен и дефициту газа в ЕС.

«За что боролись, на то и напоролись», — констатировал Алексей Миллер.

Напоролись европейцы неожиданно для себя и на лелеемые Западом антироссийские меры. Только за последние несколько дней санкции Канады в отношении оборудования для России привели к резкому и серьезному сокращению поставок по «Северному потоку-1» — до чуть более 60 млн куб. в сутки при плановых 167 млн. Как заметил Миллер, санкции в отношении Газпрома приняла только Канада и так уж «случайно это или не случайно», но именно там находится единственный завод Siemens, где ремонтируют газовые турбины.

«С завода Siemens двигатель забрать не может. А другие двигатели подходят и уже подошли — не все, там еще осталось, — к тому моменту, когда надо производить капитальный ремонт. А в Канаду их уже не отправить. И ни на какой другой завод тоже не отправить», — подчеркнул глава Газпрома.

В итоге Оттава не готова пока вернуть одну, отправленную на техобслуживание газотурбину для компрессорной станции «Портовая», вторую «Газпром» вынужден остановить «в связи с окончанием срока межремонтной наработки до капитального ремонта (в соответствии с предписанием Ростехнадзора и с учетом технического состояния двигателя)».

Европейские политики, глядя на взлетевшие цены, дружно заголосили о политическом решении Москвы. Про свои многочисленные ошибки, естественно, скромно умолчали. Тем временем Газпром уже предупредил европейских партнеров о невозможности поставить запрашиваемые объемы, так как может использовать только три турбины для перекачки газа.

Алексей Миллер предлагает европейцам подумать, кому и зачем нужна «некая санкционная запутанность», а также не беспокоится о мощностях «Северного потока-2», которые уже переориентированы для газоснабжения Северо-Запада России.

Глава Газпрома признает, что Siemens пытается найти решение проблемы, однако на данный момент его нет. Канада и Германия сейчас ведут консультации, пишет Reuters.

Пока чиновники ищут решение, шансы Европы как на закачку необходимых объемов в ПХГ, так и на поиск замены российским поставкам весьма призрачны, особенно на фоне серьезной аварии на американском заводе СПГ. Решения, лежащие на поверхности — отмена незаконных антироссийских рестрикций и запуск «Северного потока-2», европейцев то ли пугают, то ли не очевидны. Тем не менее мяч на стороне Европы.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что по «Северному потоку» есть не только риски сокращения прокачки газа, но и его остановки.

— Началась эта история чисто технически: каждый год Siemens забирает по очереди одну за другой турбины на техобслуживание. В целом это не отражается на работе газопровода, тем более что подобные профилактические работы обычно проводятся летом, когда снижаются объемы потребления в Европе, поэтому критических ситуаций из-за снижения объемов прокачки не возникает.

Сейчас же Siemens забрал турбину, отправил в Канаду, где их всегда ремонтировали и даже произвели, а Канада их обратно не отдает, ссылаясь на санкции. Siemens в этой ситуации сам виноват, потому что против России ввели тысячи санкций, а Siemens не изучил канадское законодательство и не оценил риски. План ремонта прежний, турбину не привезли, срок ремонта следующей подошел и Газпром ее остановил, и тем самым еще больше сократил объем прокачки.

Проблема в том, что изначально это был технический вопрос, а дальше встал вопрос о том, что Газпром и, главное, Ростехнадзор могут позволить не останавливать вторую, продлить ей срок службы. Но ради чего? Почему Газпром должен рисковать? Вдруг она взорвется во время работы и повредит другое оборудование. Кто за это будет платить?

Российская сторона не идет навстречу европейцам и говорит, что регламентный срок на работу закончился, нужны профилактические работы, подойдет срок для следующей и ее остановят, в Европе же не работают на просроченных турбинах, их также останавливают и отправляют на ремонт.

«СП»: — Почему все-таки мы не идем навстречу европейцам?

— Против нас вводят семь тысяч санкций, а мы навстречу должны идти? Раз мы находимся в экономическом конфликте, то никакого смысла помогать своему оппоненту нет.

Во-вторых, логика такая, что если ситуация сейчас будет усугубляться, это будет влиять на стоимость газа. Она в Европе будет подрастать, европейцы будут страдать, и чтобы ее понизить, надо будет вернуть турбины для «Северного потока». Они должны сейчас договариваться с Канадой, чтобы те дали исключение из санкционного режима и позволили вернуть турбины в Россию. Это нормальный процесс. США каждую неделю какое-нибудь исключение дают или разъяснение по осуществлению деятельности. Европейцы должны убедить Канаду, чтобы европейцам не было мучительно больно. Газпрому также выгодно, чтобы какие-то санкции сняли.

Во-вторых, Газпрому усугубление ситуации выгодно, поскольку по долгосрочным контрактам газ относительно дорогой: у него хоть и есть привязка к спотовым рынкам, но с лагом до полугода, и сейчас цены определяются с учетом высоких цен зимнего периода на споте. Поэтому когда цена на споте падала до 900 долларов, то у Газпрома покупали мало. Сейчас на споте газ снова дорожает и у Газпрома цена становится более конкурентоспособной, выгоднее брать у него больше. С точки зрения рыночной конъюнктуры Газпрому сейчас нет смысла продлевать срок действия лицензии на турбины.

«СП»: — А так ли случайны санкции Канады и ждать ли скорого решения вопроса, учитывая, что турбин там несколько и все ждут ремонта?

— Вряд ли Канада думала, что им привезут турбины, они введут санкции и турбины не отпадут. Думаю, что там массово вводились санкции на линейку оборудования, и вряд ли они предполагали, что это ударит по «Северному потоку».

Если будет консолидированная позиция со стороны и ЕС, и США, то Канада пойдет навстречу. В этом плане европейцам надо договариваться, чтобы и США поддержали позицию Европы.

«СП»: — Решатся ли в сложившейся ситуации европейцы, прежде всего, Германия запустить «Северный поток-2»?

— Это один из вариантов разрешения кризиса. Это новый газопровод, там еще долго не надо будет делать технологические работы. Но европейцы сами демонизировали «Северный поток-2», сделали из него символ агрессивной России, мол, это даже не газопровод, а оружие. Политически будет крайне сложно обосновать его запуск. Они же говорили, что если он будет запущен, то Россия всех захватит, конец Европе, а тут запустят и ничего. Получится, что Россия была права, когда говорила, что это обычный экономический проект.

«СП»: — Какие альтернативы есть у ЕС?

— Из альтернативных источников они уже берут максимальное количество газа. Большая часть мирового СПГ идет в Европу, Норвегия, Алжир, Азербайджан работают на пределе. Никаких альтернатив, чтобы вообще заменить российский газ, у европейцев нет, поэтому газ и дорожает.

Они могут также договориться с Украиной, чтобы та разрешила больше газа прокачивать через неподконтрольные Киеву территории. Сейчас эту трубу украинцы перекрыли, транзит идет только через «Суджу».

«СП»: — Ряд европейских политиков уже обвинили Россию, но готовы ли власти стран Европы идти на усугубление конфликта?

— Эти политики вообще не слышат Siemens, который открыто все говорит и не отказывается от своей ответственности. Siemens согласен, что проблема возникла у него! Политики же действуют по накатанной — «Проблема? Виновата Россия!»

«СП»: — Каковы риски для России?

— Усугубление ситуации в целом, дополнительный конфликт между Россией и Европой. Кроме того, мы меньше газа поставляем в Европу. Частично это компенсируется ростом цен, но хотелось бы стабильных нормальных объемов поставки.

Ситуация серьезная. Из четырех газопроводов, которые из России в ЕС поставляют газ, только «Турецкий поток» работает нормально, потому что и «Ямал-Европа» не работает из-за того, что поляки отняли долю «Газпрома» в компании-операторе и российское руководство в ответ запретило иметь экономические контакты с ним.

И что дальше? «Северный поток-1» остановится, когда все турбины выработают ресурс. Украина, если потеряет контроль над еще каким-то участком границы, вообще откажется транзит осуществлять. И так далее. Ситуация усугубляется.

Источник: svpressa.ru

Новости дня

«Дефолт» подкрался незаметно. А есть ли он на самом деле? Выясняем

Россия способна расплачиваться по своим долгам, но нам не дают это делать ...

Битва за наследство Градского: новый претендент!

Знаменитый музыкант оставил после себя огромное состояние. А вот завещания на него,...

«Амбиции Киева выходят за рамки реальности»: как Украина пытается повлиять на будущую стратегию НАТО

Украина призывает НАТО обозначить её центральную роль в европейской безопасности при обсуждении новой стратегии альянса на саммите в Мадриде,...

Власти ЮАР хотят выпускать грузовики «Урал» вместо «Мерседесов»

Власти ЮАР хотят выпускать грузовики «Урал» вместо «Мерседесов» Челябинскую область посетили первые секретари посольства ЮАР в РФ. Портал «АвтоВзгляд»...

На АВТОВАЗе не хватает запчастей для выпуска LADA Niva

На АВТОВАЗе не хватает запчастей для выпуска LADA Niva О том, что АВТОВАЗ возобновит выпуск внедорожников LADA Niva не...

Новая BMW M3 получила крайне необычный кузов

Новая BMW M3 получила крайне необычный кузов Новое поколение BMW M3 впервые представили в кузове универсал. Потому «заряженный сарай»...

Как Зеленский с вывозом зерна обвел вокруг пальца украинцев

Самостийные эксперты не верят в деблокаду Одессы, потому что это невыгодно Киеву ...

Лазарев опекает жертв Донбасса

Не так давно Сергей Лазарев выступил перед детьми, которые приехали из Донбасса....

«Нет прямых зарубежных аналогов»: эксперт — о российской разработке для автоматического поиска парковки

Пензенские программисты разработали автоматизированную систему городского паркинга на основе компьютерного зрения, которая может заменить шлагбаумы, ограждения, паркоматы и другое...

«Мир практически всегда познаётся с помощью действий»: зоопсихолог — о восприятии животными окружающей действительности

Владельцы домашних питомцев склонны приписывать им человеческие мотивы и желания, однако следует помнить, что животные воспринимают реальность совсем иначе,...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас