Эксперт оценил намерение Москвы отозвать ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
Выступая на Валдайском форуме, президент России Владимир Путин обратил внимание, что Соединенные Штаты с 1996 года не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Глава государства отметил, что Россия может повести себя зеркально по отношению к США — Госдума может отозвать ратификацию ДВЗЯИ.
Это заявление российского лидера вызвало бурную реакцию на Западе. Однако, как обратил внимание посол нашего государства в Вашинтоне Анатолий Антонов, так поступить нас вынуждает бездействие Соединенных Штатов. «Россия ратифицировала ДВЗЯИ еще в 2000 году. Нарушение глобального стратегического паритета недопустимо», — сказал он журналистам.
Как пояснил в беседе со «Свободной Прессой» доктор исторических наук Вячеслав Тетёкин, ядерное оружие постоянно требует совершенствования и проверки.
— Даже те боезаряды, которые находятся на хранении, требуют, чтобы за ними следили. Именно для этого и должны проводиться испытания, чтобы проверять — пригодно ли оружие, или его необходимо перемонтировать.
Кроме того, создаются новые системы — от этого, к сожалению, в нашем мире никуда не денешься. Соответственно, они тоже требуют испытаний.
Безусловно, в последние десятилетия, после того, как были достигнут важный прорыв в ограничении ядерного вооружения, в том числе и испытаний, были введены системы компьютерного моделирования, отображающего процессы с ядерным оружием. Естественно, это позволяет во многом решать проблему контроля за состоянием ядерных вооружений, но не полностью. Все-таки от натурных испытаний никуда не денешься — они очень важны.
Поэтому в условиях агрессивности блока НАТО и, в первую очередь, Соединенных Штатов и Великобритании, Россия нуждается, чтобы контролировать эти процессы.
«СП»: Почему, на ваш взгляд, Соединенные Штаты столько времени не ратифицировали договор?
— Они всегда действуют в собственных интересах. Это такие ребята, что если они заключают какие-то соглашения, это совершенно точно в их интересах. Американцы небольшие любители идти на компромиссы. Они всегда пытаются переиграть партнера, поэтому они считали, что для них выгодней не ратифицировать договор и оставить свои руки свободными для натурных испытаний ядерного оружия.
Хорошо, ребята, если вы повели себя таким образом, — мы начали адекватно отвечать. Мы решили не ограничиваться вербальными протестами, бесполезными в отношениях с нашими западными, так называемыми, «партнерами», а перешли к конкретным действиям.
Естественно, наш шаг в долгосрочном плане начинает угрожать их национальной безопасности. Но пока у них еще есть время подумать.
«СП»: Может, надо было раньше пойти на отзыв ратификации, раз Соединенные Штаты изначально игнорировали договор?
— Конечно, надо было раньше пойти на этот шаг. Но ведь у нас какая внешняя политика — ее можно охарактеризовать, как политику постоянных уступок. То есть мы все время соглашались на какие-то действия, которые явно не в наших интересах.
Скажем, после атаки на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года мы произвели такие действия, которые очень сильно осложнили нашу национальную безопасность. В частности, я говорю о вывозе нашей станции радиоэлектронной разведки с Кубы, о закрытии нашей морской и авиационной базы во Вьетнаме. Мы, по сути, поддержали агрессию США в Афганистане, да и многие другие их действия, включая расширение НАТО.
Все это и привело к тому, что американцы привыкли, что руководство России рано или поздно «прогибается», а потому стали действовать все более и более нагло.
Даже сам факт начала вооруженных действий на Украине — это результат их наглости: от Соединенных Штатов просили минимум: подтвердить, что Украина не будет членом НАТО. Как мы понимаем сейчас, это в общем-то ни о чем — так, кивок головой, что называется. Но они даже на это не пошли. Вот мы и получили совершенно новую геополитическую ситуацию. И все это результат американской убежденности, что они — исключительная нация, что они могут диктовать волю всему миру, в том числе и России.
«СП» Не означает ли отзыв ратификации, который должна рассмотреть Госдума, что Россия готовится к новым испытаниям?
— Да Россия всегда была готова к новым испытаниям. Наш полигон на Новой Земле никогда не закрывался. Нельзя сказать, что он был функционирующим, но, по крайней мере, некая инфраструктура все время находилась в сохранном состоянии.
Таким образом особых технических сложностей возобновление испытаний не представляет. Долгого времени это не займет, да и особых затрат не принесет.
«СП»: В случае отзыва ратификации, это повлияет на ситуацию в мире?
— Нельзя сказать, что это какой-то драматический шаг, который приведет к коренным переменам в международной политике — это станет очередным предупреждением США и их отмороженным друзьям в Европе, что Россия относится очень серьезно к тем вызовам, которые они нам бросают, и прежде всего, на Украине.
Это один из шагов, который призван поставить американцев на место, дать им понять что времена, когда они могли диктовать свои условия всему миру и России прошли., ушли безвозвратно.
Источник: svpresa.ru