Экономика«Разворот на Восток и Юг состоялся»: врио главы ФТС...

«Разворот на Восток и Юг состоялся»: врио главы ФТС Давыдов — о внешней торговле, отчислениях в бюджет и курсе рубля

С 2014 года доля Евросоюза в торговле России и государств ЕАЭС в целом сократилась более чем в три раза и сегодня составляет лишь 16%. Об этом в интервью RT заявил временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов на полях Международного таможенного форума. По его словам, санкциями и уходом с российского рынка ЕС совершил стратегическую ошибку, тогда как Китай, Индия, Турция, а также другие страны Востока и Юга воспользовались окном возможностей и нарастили сотрудничество с Москвой. Помимо этого, врио главы ФТС рассказал о динамике налоговых отчислений в бюджет, сборе экспортных пошлин, комфортном курсе рубля для экономики и параллельном импорте.

— Руслан Валентинович, западные страны своими санкциями ограничили поставки большого числа товаров на российский рынок и одновременно запретили покупать ряд нашей продукции. Как в настоящий момент происходит перестройка логистических маршрутов?

— Мне кажется, сегодня очевидны трудности тех, кто вводил незаконные санкции против РФ. Есть свершившийся факт — это разворот российской внешней торговли, логистики на Восток и на Юг и потеря западниками очень привлекательного, я бы сказал, премиального рынка России и Евразийского экономического союза, где в общей сложности проживают как минимум 200 млн человек. Это рынок с высоким уровнем потребления, приученный к западным товарам, но Запад почему-то решил его для себя потерять.

Если до всех кризисных явлений, до 2014 года, доля Евросоюза в торговле РФ и ЕАЭС составляла около 54%, то теперь это всего лишь 16%. На место ЕС, естественно, зашли другие торговые партнёры — дружественные нам страны, которые с удовольствием работают с Россией, и чьи товары нисколько не хуже качеством.

— Как сейчас выглядит список наших основных торговых партнёров?

— На первом месте, конечно же, идёт Китай. Страна также входит в число лидеров по приросту товарооборота с Россией в этом году. Индия стремительно выдвинулась на третье место в списке наших торговых партнёров, и, поскольку по темпам прироста товарооборота она абсолютный лидер, у неё есть все шансы в скором времени выйти на вторую строчку, которую сейчас заняла Турция. То есть мы видим, что глобальный разворот России на Восток и на Юг состоялся.

В створе транспортно-логистических коридоров мы потеряли примерно до 35% грузопотока на северо-западном направлении, которое всегда было нашими торговыми воротами в Европу. То окно, которое прорубил ещё Пётр I, европейцы сейчас пытаются задраить и всячески саботировать сотрудничество c нами. Тем не менее примерно в таком же объёме идёт увеличение товарооборота на Дальнем Востоке и на Юге.

— Как изменились объёмы внешней торговли России с начала 2023 года?

— Если говорить по весовым параметрам, в целом внешняя торговля прибавила 3% к уровню прошлого года. В стоимостном выражении, конечно, есть определённое снижение — пока порядка 15—16%, что связано с падением стоимости энергоносителей. Напомню, в течение большей части 2022-го у нас, напротив, были запредельные цены на нефть, нефтепродукты и природный газ.

Между тем импорт в стоимостном выражении вырос к прошлому году на 18%. Поэтому движение товаров идёт, проблем никаких нет. Наши новые партнёры, дружественные страны увеличивают торговлю с Россией, и мы тоже помогаем нашей Родине преодолевать незаконные западные санкции.

— На какой уровень товарооборота мы можем выйти по итогам 2023 года?

— Я думаю, в стоимостном выражении это будет порядка $650 млрд. Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но примерно это значение мы должны увидеть.

— С прошлого года в России заработал параллельный импорт. Фиксируется ли в связи с этим рост ввоза контрафактной продукции?

— Вы знаете, все последние годы по контрафакту у нас достаточно стабильная ситуация. Ежегодно мы выявляем порядка 7—8 млн единиц такой продукции, хотя в этом году даже, наверное, будет поменьше. Несмотря на все изменения, связанные с параллельным импортом, таможенная служба боролась и продолжает бороться с ввозом контрафактных товаров и будет делать это в дальнейшем.

Здесь нам здорово помогает маркировка. Ещё десять лет назад мы выступали за введение физической маркировки товаров, потому что её наличие или отсутствие — это первая, так сказать, степень «очистки». Вторая — это проверка подлинности маркировки. Сегодня это делается достаточно просто: можно с помощью смартфона определить, учтена ли марка в системе «Честный знак».

То есть наблюдаемое сегодня некоторое обеление рынка мы связываем именно с тем, что всё шире и шире применяется маркировка товаров, и контролирующим органам, в том числе таможне, стало проще проверять подлинность продукции.

— Какой объём средств ФТС России перечислила в бюджет с начала текущего года?

— Надо сказать, что у нас были тяжёлые первые четыре месяца. Мы тогда находились, что называется, в «красной зоне», то есть отставали от прогнозного задания. В первую очередь это связано с тем, что наши бывшие партнёры взяли и взорвали трубопроводы системы «Северный поток». В результате Россия недополучила доходы от экспорта газа, который в прошлом году ещё стоил очень прилично, а мы и бюджет недополучили таможенные платежи от экспорта этого сырья.

Впрочем, уже с мая нам удалось вернуться в «зелёную зону», мы вышли на выполнение плана и надеемся, что по году он будет полностью выполнен. У нас уже собрано свыше 5,2 трлн рублей таможенных платежей. Из них порядка 4 трлн — это импортные платежи, около 1 трлн — экспортные, а всё остальное — это утилизационный сбор. По итогам всего 2023-го нам предстоит достичь 6,464 трлн рублей. План тяжёлый, напряжённый, но выполнимый.

Отмечу, что по импортным платежам мы уже выполнили годовое задание. Всё дело в том, что у нас сейчас 75% доходов федерального бюджета, администрируемых таможенной службой, составляют импортные платежи, хотя в предыдущие годы была обратная картина и обычно до 70% поступлений в казну по линии ФТС приходилось на экспортные платежи.

Кстати говоря, ещё совсем недавно некоторые коллеги высказывали опасения, что в связи с введением новых экспортных пошлин может усилиться нагрузка на экспортёров. Однако хочу подчеркнуть, что все экспортёры с начала года заплатили пошлин всего на 1 трлн рублей.

— Если чуть подробнее говорить о введённых с начала этого месяца экспортных пошлинах с привязкой к курсу рубля, какой объём средств уже удалось собрать за прошедшее время? Как в целом инициативы правительства по укреплению нацвалюты могут отразиться на динамике внешней торговли?

— Как вы уже сказали, ставка пошлины привязана к курсу рубля. Мы увидели, что после введения пошлины и установления более строгих правил по валютному контролю курс рубля пошёл вверх, соответственно, доллар снижается. Тут разные оценки звучали от весьма уважаемых экспертов, руководителей, что комфортный курс для экономики находится в диапазоне 85—90 рублей за доллар. Мы тоже считаем, что для внешней торговли это примерно тот диапазон, который позволит как сохранять динамику товарооборота (и по импорту, и по экспорту), так и обеспечивать поступления таможенных платежей.

На сегодняшний день всех пошлин, которые были введены с 1 октября, собрано всего лишь порядка 30 млрд рублей. Я говорю «всего лишь», потому что это эквивалентно тому, сколько мы обычно собираем таможенных платежей за один рабочий день — 26—27 млрд рублей. Поэтому, на наш взгляд, нагрузка на экспортёров от этого нововведения довольно умеренная.

— Какую работу ведомство проводит в рамках цифровой трансформации службы?

— Цифровой трансформацией мы занимаемся уже на протяжении многих лет. Ещё в 2008 году мы выпустили первую электронную декларацию, в 2012-м ввели предварительное информирование в электронном виде на автомобильном транспорте, в 2014-м — на железнодорожном, в 2017-м — на воздушном, а в 2018-м — на морском. Также с 2014 года у нас все декларации за редким исключением подаются или выпускаются в электронном виде.

В основе всех этих инициатив лежит автоматизация. То есть мы занимаемся цифровой трансформацией для того, чтобы повысить нашу производительность — иметь возможность быстрее и больше выпускать деклараций за единицу времени меньшим количеством должностных лиц и, соответственно, путём обработки больших данных обеспечивать точность выборочного контроля.

У нас по этому году примерно 3,2 млн деклараций на товары. Из них 85% зарегистрировано и 27% выпущено полностью автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов.

— С какими странами в настоящее время Россия создаёт упрощённые таможенные коридоры?

— На форуме присутствует 25 дружественных стран. Будет подписано восемь соглашений об упрощении и ускорении процедур. Уже заключены соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов: в прошлом году — с Китаем, в этом году — с Ираном и Узбекистаном.

У нас действуют упрощённые таможенные коридоры с КНР, Турцией, Азербайджаном, Узбекистаном. Ну и на подходе остальные все дружественные страны, которые готовы с нами торговать. Это государства Глобального Юга, Юго-Востока. Речь идёт, например, о Вьетнаме, об арабских странах, о Египте и Алжире.

Кстати, у нас были такие проекты и с европейскими странами, в частности с Италией и Финляндией. Однако сегодня они сами заявили о замораживании таможенного сотрудничества с Россией и, по сути дела, умышленном замедлении работы на границах, причём товарами, которые не подпадают под санкции. Это и лекарства, и продовольствие, и одежда. К сожалению, наши бывшие партнёры принимают специальные усилия для того, чтобы замедлить товарооборот.

— Как вы считаете, сможем ли мы когда-нибудь вернуться к прежнему уровню товарооборота с ЕС, который был до 2022 года?

— Во Всемирной таможенной организации есть такой лозунг: «Границы разъединяют, а таможни объединяют». Мы, как таможенники, готовы способствовать развитию торговли со всеми партнёрами, которые хотят с нами работать и развитие отношений с которыми полезно для России.

Тем не менее, если говорить о возвращении прежних объёмов работы с Западом, то в обозримом будущем я таких перспектив не вижу. Возьмём, например, авторынок. Сегодня до 92% в общем импорте автомобилей в Россию занял Китай, потому что наши бывшие западные партнёры ушли с рынка, освободив площадку для концернов из КНР.

В целом китайский автопром за последние два года сделал гигантский скачок вперёд. Страна вышла на устойчивый уровень производства, который позволяет накапливать прибыль для последующих инвестиций в новые технологии, и мы видим, как буквально на глазах улучшается качество китайских авто. При этом наш потребитель привыкает и уже не боится покупать китайское.

В этом контексте можно вспомнить историю. Ещё после Второй мировой войны японская продукция совершенно не котировалась, а потом постепенно как-то незаметно автопром страны стал мировым лидером. Позже аналогичный путь проделали корейские машины: тот же Genesis сейчас вполне может конкурировать с Mercedes, BMW и Audi. Поэтому пройдёт очень короткое время, и мы увидим, как китайский автопром обгонит европейский, потому что Европа совершила стратегическую ошибку, отрезав себя от нашего рынка и позволив Китаю развиваться гигантскими темпами.

Автопром, как и авиастроение, требует большого количества смежников и поставщиков. Поэтому самостоятельное отрезание себя от большого рынка не пройдёт для Европы бесследно, а китайцы, как мы видим, умеют пользоваться окном возможностей.

Источник: russian.rt.com

Новости дня

«В патриотическом порыве»: десять лет назад ДНР и ЛНР объявили о независимости от Украины

Десять лет назад Донецкая и Луганская народные республики официально провозгласили государственный суверенитет. Этому предшествовали референдумы, в ходе которых жители...

ВС РФ ведут бои за контроль над Волчанском

Наступление в Харьковской области продолжает...

Российские военные уничтожили ещё один американский танк Abrams

В зоне проведения специальной военной...

ВС РФ заняли ещё четыре населённых пункта в Харьковской области

Министерство обороны России сообщило о...

Белгород снова под ударом: ВСУ били по городу «Ольхой», «Точкой У» и «Вампиром»

Рухнул подъезд 9-этажного дома, люди под завалами, двое погибших ...

«Поставлю себе наивысший балл»: Серебряков — о дебютном сезоне в СКА, Большом туре сборной и лучших вратарях КХЛ

Сборную России по хоккею отлично принимают во всех городах, заявил в интервью RT вратарь Никита Серебряков. По его мнению,...

Вторая молодость: Шлеменко победил Хамитова единогласным решением судей, Штырков нокаутировал Антигулова

Александр Шлеменко победил Куата Хамитова единогласным решением судей на турнире RCC 19. Россиянин владел подавляющим преимуществом на протяжении всего...

Это также заинтересуетПОХОЖИЕ
Рекомендовано для Вас